В конце ноября в Израиле пройдут гастроли Чулпан Хаматовой со спектаклем «Час, когда в души идешь - как в руки…». Музыкально-поэтический спектакль в исполнении актрисы Чулпан Хаматовой, пианистки Полины Кондратковой и саксофонистки Вероники Кожухаровой. По произведениям Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной - двух звезд, определивших своим творчеством огромную амплитуду поэзии нашего времени.
Авторский музыкальный спектакль народной артистки России Чулпан Хаматовой «Час, когда в души идешь - как в руки» стал посвящением музыке и литературе ХХ века. Первыми его увидели зрители Санкт-Петербурга, затем он был показан в Москве, в нескольких городах России и в Лондоне, и в конце ноября будет показан в Израиле. Вероника Кожухарова, пианистка Полина Кондраткова и актриса Чулпан Хаматова передадут зрителям тончайшие переживания двух великих поэтесс 20-го века: Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной.
Мир обернулся сплошной ушною
Раковиною: сосущей звуки
Раковиною, - сплошной душою!..
«Час, когда в души идешь - как в руки!»
Марина Цветаева
Вивьен Ли говорила, что актер без фантазии «ходит пешком» мимо творчества. Чулпан Хаматова бесстрашно переходит в пространство воображения в театре, в кино и в поэзии. При этом она не только «зеркало для героя» и отражение рефлексий персонажей, но полностью соавтор и сорежиссер тех спектаклей, в которых участвует, тех ролей, которые играет. Играет не щадя себя, на пределе нервного срыва, стирая границу между собой и ролью, вкладываю всю душу. «Случается, - говорит Чулпан Хаматова, - что цели и чаяния персонажа так связываются с твоими сегодняшними вопросами, что наши дыхания словно смешиваются». В спектакле «Час, когда в души идешь - как в руки» смешиваются и женские судьбы, устремления, светлые и темные периоды жизней Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной и тех, кто преобразует их судьбы на сцене на зашкаливающем эмоциональном градусе. Чулпан Хаматова играет особенных женщин - таких, жизнь которых несовместима с привычной театральной стилистикой, требует концентрированной ответственности, более документального подхода (в процессе подготовки спектакля Чулпан Хаматова проделала основательную литературоведческую работу, отыскав множество смысловых и стилистических рифм в творчестве обеих поэтесс), честности, поиска пульса роли. Роли, ради которой надо остановиться, набрать дыхание…
« К некоторым ролям прирастаешь трудно, - говорит Чулпан Хаматова. – Но едва намеченная, слышимая внутри тема, может однажды зазвучать-запеть». Тема поэзии, литературы, всегда интересовала актрису, любящую роли-парадоксы, столкновение полярностей, карнавальную трагедию, гротескную лирику. Через образы Цветаевой и Ахмадуллиной, через их прозу и поэзию, Чулпан Хаматова и ее соучастницы-музыканты несут человеческую суть, боль, страдание, радость и абсурд, смешивая на сцене краски жизни. Недаром Хаматова говорит, что ее любимый жанр - трагикомедия.
Идя на этот спектакль, зрители обычно говорят «Иду на Хаматову». Но актриса выходит на сцену не для того, чтобы сказать: «Я – Чулпан Хаматова, смотрите на меня!», но затем, чтобы заставить слушать своих героинь - Марину и Беллу. И делает это так, что их имена становятся важнее имени исполнителя в этом новом жанре - «поэтическом театральном произведении». Хотя уникальность ситуации в том, что звучит не поэзия, а проза Марины Цветаевой – ее повесть «Мать и музыка». На сцене и в зале кромешная тьма, полнейшая тишина, но трогательная и хрупкая актриса озарена светом. Она одета в черное. Красные губы выделяются на бледном лице, пристальный взгляд устремлен вдаль, мимо зрительного зала.
Чулпан Хаматова – героиня без возраста. Она оборачивается девочкой, которую мать заклинает стать великой пианисткой. Черный рояль в детстве Цветаевой был святыней, на которую ни в коем случае нельзя класть даже газету.
Чулпан будто торопится досказать про детство, чтобы скорее обернуться женщиной, которая от стихов требовала того, что может дать только музыка. Актриса играет порывистую и жесткую – если не сказать жестокую, главным образом, к самой себе и близким – девочку Марину. Крики, мелодии, ливень и метроном – ни слова шепотом. В воздухе чувствуется напряжение, словно актриса коснулась строками самого сердца.
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» Кажется, у великой актрисы получилось победить время, воссоздав образ Марины Цветаевой.
Вторая часть – Белла. Веселый и задорный мотив саксофона разбивает тишину. Звучит «Сказка о дожде» Беллы Ахмадуллиной, оживившей и приручившей все стихии. Чулпан Хаматова соединила обеих поэтесс, как два непохожих, разноголосых инструмента. Рояль звучит странной, меняющей тональностью музыкой дождя, а музыка саксофона напоминает ветер.
«Привет тебе! Нацель в меня прыжок.
Огонь, мой брат, мой пес многоязыкий!
Лижи мне руки в нежности великой!
Ты - тоже Дождь! Как влажен твой ожог!»
«Сказка о дожде». Белла Ахмадуллина.
Вероника Кожухарова (саксофон) - лауреат многих международных конкурсов. Успешные гастроли Вероники Кожухаровой состоялись уже в более чем 15-ти странах мира. Ее манера игры на саксофоне - виртуозна, при этом Кожухарова обладает редким артистизмом, что позволяет молодой саксофонистке с блеском участвовать в разнообразных музыкальных и театральных проектах.
Полина Кондраткова (фортепиано) - выпускница Московской консерватории. Является обладательницей Гран-при ряда международных конкурсов. В творческой биографии пианистки - выступления на лучших концертных площадках Европы и мира.
О чарующих произведениях двух великих женщин, о блистательной актрисе и о прекрасной стихии прозы и стихов этот спектакль, в котором звучат произведения Марины Цветаевой «Мать и музыка» и Беллы Ахмадулиной «Уроки музыки» и «Сказка о дожде».
Чулпан Хаматова в спектакле «Час, когда в души идешь - как в руки…» по произведениям Марины Цветаевой и Беллы Ахмадуллиной
Хайфа, 26 ноября 2015, четверг, 20:00, «Аудиториум»
Тель-Авив, 27 ноября 2015, пятница, 20: 00, зал «Бейт ха-Хаяль»
Петах-Тиква, 28 ноября 2015, суббота, 19:30, «Гейхал ха-Тарбут»
Чулпан Хаматова в спектакле «Час, когда в души идешь - как в руки…»
https://www.youtube.com/watch?v=kq9b4r8SNlE
Организатор гастролей Чулпан Хаматовой – продюсерская компания Rest International.