Уникальный спектакль «Бродский / Барышников» будет представлен в тель-авивском Центре балетного и театрального искусства «Сюзан Далаль» с 19 по 24 января 2016 года.
Это январь. Зима
Согласно календарю.
Когда опротивеет тьма.
тогда я заговорю.
Иосиф Бродский. Натюрморт.
Легендарный танцор Михаил Барышников родился в Риге и провел там первые 14 лет жизни – до переезда в хореографическое училище в Ленинграде. Рижское детство - одна из причин того, что премьера спектакля «Бродский / Барышников» прошла именно в Риге. Вторая причина - в том, что идея поставить этот спектакль пришла в голову латышскому режиссеру Алвису Херманису из «Нового Рижского Театра», художественным руководителем которого он является. Бродский и Барышников были близкими друзьями более двух десятилетий, успех и бремя славы были знакомы им обоим. И оба они стали легендой. Легенда балета читает стихи легенды поэзии - сомневаться в успехе постановки, которая еще задолго до премьеры вызвала ажиотаж в театральной среде, не приходится.
Михаил Барышников признан одним из трех лучших танцоров всех времен (вместе с Нижинским и Нуреевым). В юности, будучи звездой Кировского театра, он стал символом советской культуры. А потом – символом свободы, оставшись во время турне в 1974-м году в Канаде. Его поступок потряс и вызвал эйфорию в балетном мире. Барышников стал ведущей фигурой в мире современного танца, руководил American Ballet Theatre, играл в театре, снимался в кино.
Впрочем, эти простые слова не отражают того магнетизма которое исходит от него на сцене – будь то сцена балетная или театральная, будь то его фотографии или кино с его участием. В 2005 году он основал в Нью-Йорке «Центр искусств Барышникова» - Baryshnikov Arts Center и занялся драматическим искусством.
Барышников - вероятно, самый известный уроженец Риги наших лет. Он вернулся туда в 1997 году. 15 октября 2015 года в Риге состоялась премьера спектакля «Бродский / Барышников» на основе 50 стихотворений великого поэта Йосифа Бродского. Стихи были отобраны Алвисом Херманисом, воплотивших их в театрализованном путешествии через все творческие периоды Бродского, от 1950-х годов до 1990-х годов! Известно, что Бродский эмигрировал в Соединенные Штаты в 1972 году, а уже в 1987 он получил Нобелевскую премию по литературе.
«Впервые я прочитал стихи Бродского, когда мне было 16 лет – вспоминает Михаил Барышников. У нас было довольно много общих друзей в Ленинграде, но встретились мы с ним в 1974 году, когда я приехал в США, мы быстро подружились и оставались друзьями до самой его смерти в 1996 году».
27 января – за день до смерти Бродский звонил Барышникову и поздравлял его с днем рождения. На следующий день - 28 января - он скончался. Это символ? Нет, это просто жизнь. И годы. Это старость и смерть. Время, пространство, концепция пустоты вселенной - и личной вселенной также - занимали Бродского. Кстати, сам Алвис Херманис назвал этот спектакль-диалог спиритическим сеансом. Сеансом, во время которого друг, бесконечно тоскующий по другу, ищет его, заклинает стихами, строками между жизнью и смертью, между потерей и невозможностью примириться с ней.
Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак,
не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак.
Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом.
Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем.
Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.
Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.
Барышников не танцует в этом спектакле в привычном понимании, но его любое движение на сцене – это уже танец, хореография. Как это уже было показано и доказано четыре года назад в спектакле «В Париж» по одноименному рассказу Ивана Бунина, поставленным Дмитрием Крымовым и также представленным в Израиле. В спектакле же «Бродский / Барышников», удивительный, привезенный из Ленинграда 1970-х, язык Михаила Барышникова, помноженный на близкую дружбу между танцором и поэтом, гипнотически завладевает залом на полтора часа.
За 41 год с момента отъезда Барышников не дал ни одного интервью журналисту из России (или СССР) и ни разу не посетил Россию: «Мне интересно и обидно за то, что там происходит… Мне обидно за людей. Потому что казалось, что вроде уже налаживается. И вдруг опять все провалилось. Кто знает, может, сейчас опять перекроют границы и начнется все сначала», - так сказал накануне рижской премьеры спектакля Барышников в интервью журналу Rīgas Laiks, добавив: «Бродский говорит, что поэзия - это количество слов, только в самом лучшем их сочетании. Что-то такое, я перефразирую его. И конечно, «движения в лучших их проявлениях» могут к этому приблизиться».
«Я счастлив за тех,
которым с тобой,
может быть,
по пути».
Спектакль «Бродский / Барышников» был представлен в Риге 16 раз, затем будет показан в США, Израиле, Италии.
Спектакль «Бродский / Барышников»
Режиссер – Алвис Херманис
Актер – Михаил Барышников
Сценограф - Кристине Юрьяне
Художник по свету - Глеб Фильштинский
Звук – Олегс Новикавс, Гатис Байлис
Костюмы – Диана Бер МакЛин
Музыка – Джим Уилсон. «Божественный хор сверчков»; Карлис Тоне.
Тель-Авив, Центр балетного и театрального искусства «Сюзан Далаль», с 19 по 24 января 2016 года.
Автор текста: Маша Хинич
Пиар- агентство: Sofia Nimelstein PR&Consulting
Фото: Leonid Lubianitsky, Janis Deinats. Фотография предоставлена Центром «Сюзан Далаль».
Информация и заказ билетов:
«Сюзан Далаль»: 03-5105656, www.suzannedellal.org.il