Одной из удивительных особенностей нынешней президентской гонки в США стал ошеломительный успех прямолинейного миллиардера Дональда Трампа. Однако, как утверждает корреспондент BBCNewsMagazine Майкл Голдфарб (Michael Goldfarb), это не должно никого удивлять, потому что Трамп всего лишь представляет собой новейший пример тенденции в американской политике, которая существует уже очень длительное время.
Страх. Это простое пятибуквенное слово, которое может очень хорошо послужить вам, если вы хотите быть избранным. Профессионалы в области политики прекрасно знают, что негативный подход – игра на человеческих страхах – может привести к победе.
Паранойя. Это немного более элегантное слово, которое используется для описания чрезмерного, иррационального страха и недоверия. Оно также периодически срабатывает, по крайней мере, в американской политике.
Вот и на этот раз в ходе текущей предвыборной гонки Дональд Трамп решил подогреть гипертрофированные страхи, присущие многим американцам, – страх перед нелегальными мигрантами, исламскими террористами и соглашениями о свободной торговле, которые приведут к оттоку работодателей из США в Китай.
Трамп обещает вернуть Америке былое Величие, делая вид, что США почему-то перестали быть самым сильным государством в мире, и предлагает использовать для этого простые решения: депортировать 11 млн нелегальных мигрантов, запретить мусульманам въезд на территорию США и, заняв жесткую позицию, заставить правительство Китая пойти на уступки.
По мнению преподавателя Правительственной школы Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета Ричарда Паркера (Richard Parker), паранойю в американском общественном мнении можно проследить вплоть до суда над Салемскими ведьмами в конце XVII века. Религиозные страхи и предубеждения, полученные в наследство от метрополии, в сочетании с постоянной борьбой за выживание с природными силами, сражения с коренным американским населением и тысячелетняя религиозная традиция ожидания апокалипсиса создали общество, склонное к страху.
В течение XX века было несколько вспышек навязчивого страха. Его объектами в разное время становились евреи, ирландцы, коммунисты и тайные общества, управляемые иностранными государствами. После окончания Второй мировой войны очередной угрозой стал Советский Союз, в результате чего начали появляться консервативные стихийные общественные движения. Они и были главными носителями параноидального мировоззрения, которое укоренилось в американском общественном мнении.
Поначалу, в первые месяцы предвыборной кампании, многие эксперты и политические обозреватели по умолчанию сбрасывали Дональда Трампа со счетов. Но теперь они перестали делать это. Как утверждает Голдфарб, Трамп понял намного лучше, чем они, что значительная часть американского общества пребывает во власти страхов. Теперь он играет на этих страхах, будь они рациональными или нет, и в своих речах он не использует так называемые «политически корректные» термины.
Майкл Голдфарб пишет, что недавно он встретил в Южной Каролине пожилого джентльмена, хорошо образованного и с высоким достатком, по имени Роберт Сандифер (Robert Sandifer).
«Трамп внушил людям надежду», - сказал Сандифер.
«Надежду? Как по мне, то скорее отчаяние», - ответил Голдфарб.
Вежливо высказав свое несогласие, Сандифер добавил: «Если он сделает то, что обещает, мы станем бояться меньше».