Заявление представителя саудовского военного ведомства генерала Ахмеда Асири о готовности Эр-Рияда ввести наземные войска в Сирию для борьбы с «Исламским государством» вызвало огромное количество вопросов, пишет бывший главный редактор издания «Аш-Шарк аль-Аусат» и телеканала «Аль-Арабия» Абдурахман ар-Рашид. Вот главные из них: Можно ли считать это заявление изменением во внешней политике Саудовской Аравии? Почему королевство решило вести войну еще в одной стране (после Йемена – ред.)? Почему именно в рамках «Международной коалиции»? И почему эта страна не воюет с режимом Башара Асада, который, по мнению Эр-Рияда, не менее кровавый, чем Исламское государство?
Заявление саудитов о готовности ввести в Сирию свои наземные части прозвучало впервые. Раньше они только намекали о своей готовности участвовать в решении сирийского кризиса, без указания характера задач, подчеркивает ар-Рашид.
Почему же королевство хочет воевать в рамках «Международной коалиции» против «Исламского государства»? Дело в том, что Эр-Рияду нужно хоть какое-то политическое прикрытие для этого шага. Получить разрешение от режима Башара Асада, чем оправдывает свое вмешательство Москва, естественно, невозможно. Так же трудно заручиться поддержкой Совета Безопасности ООН. А вот формат «Международной коалиции» против «Исламского государства», в которую входят около 30 государств, дает легальное прикрытие королевству для решения собственных задач в Сирии.
По мнению Абдурахмана ар-Рашида, Саудовская Аравия имеет очень веские причины вести войну против «Исламского государства», поскольку боевики этой группировки являются прямой угрозой королевству. На сегодняшний день, сотни, если не тысячи, подданных короля воюют в рядах этой организации, а некоторые из них пытаются вернуться домой с целью организации террактов. Кроме того, агитационная и пропагандистская деятельность организации Абу Бакра аль-Багдади имеет ярко выраженное антисаудовское направление.
Самый же главный и интересный вопрос - почему королевство намерено бороться против террористов из «Исламского государства» и «оставляет в покое» режим Башара Асада, виновного в наибольшем количестве убийств и разрушений в истории региона? Более того, Башар Асад является марионеткой Ирана – злейшего врага Саудовской Аравии, пишет бывший главный редактор издания «Аш-Шарк аль-Аусат» и телеканала «Аль-Арабия» Абдурахман ар-Рашид, и сам же пытается ответить на этот вопрос.
Во-первых, Саудовская Аравия не имеет общих границ с Сирией, а отделена от нее Иорданией и Ираком. Второй и главной причиной является то, что нельзя вести боевые действия в соседних странах без международного мандата, иначе это будет рассматриваться как акт агрессии. Участие в «Международной коалиции» предусматривает только борьбу с «Исламским государством» и другими террористическими группировками. Чтобы понять ситуацию лучше стоит обратить внимание на Турцию, которая с недавних пор воюет с «Исламским государством» в Сирии и Ираке, однако за 5 лет так ни разу не вступила в серьезный прямой конфликт с Башаром Асадом, несмотря на взаимную ненависть. Это при том, что между странами сотни километров общей границы, а Анкара имеет одну из сильнейших армий мира.
Абдурахман ар-Рашид делает вывод, что ликвидация боевиков «Исламского государства» однозначно укрепит умеренную оппозицию, позволит нарастить ее боевую мощь и увеличит численность, именно этого и добивается Саудовская Аравия.
Сейчас же оппозиция, которая не имеет ничего общего с экстремистскими группировками и иностранными бойцами, страдает как от террористов, так и от войск Башара Асада, Ирана, Хизбаллы и России, что мы и видим на примере южной провинции Дераа, подчеркивает Абдурахман ар-Рашид.