Европа все еще пытается справиться с массовым наплывом беженцев. В 2015 году на континент прибыло больше миллиона человек, ищущих убежища. Судя по всему, в 2016 году прибывших будет гораздо больше. Почти все они мусульмане. Именно этот факт, в значительное степени, повлиял на общественное мнение, но открыто и честно не обсуждался. Может ли Европа, объединяющая 28 стран, взять на себя коллективную ответственность за прибывших беженцев, если один только Ливан уже принял больше чем вся Европа вместе взятая? Конечно же может, ведь всем европейским странам нужна рабочая сила, пишет журналист Александр Беттс на страницах издания Foreign Affairs.
Слон, которого не заметили – это подспудная исламофобия. Страны ЕС попросту не хотят принимать иммигрантов-мусульман, считает автор статьи. Это было очевидно, как в странах с сильными праворадикальными партиями, так и в центральноевропейских странах, правительства которых состоят из христианских националистов. Тем не менее, либеральные политические элиты Европы предпочли не признавать очевидный факт, что главным препятствием для выработки единой политики в иммиграционном вопросе является общественное неприятие ислама.
В конечном счете, проблема не может заключаться в том, что Европа считает, будто она не может справиться с потоком иммигрантов. В ходе истории ей удавалось справляться с куда большим количеством беженцев. Во времена Холодной войны, к примеру, спасаясь от коммунизма, миллионы людей переехали из Восточной Европы в Западную. Затем Европа разместила у себя сотни тысяч вьетнамских беженцев в 1980-1990-х годах прошлого столетия. Кроме того, она приняла большое количество иммигрантов из Боснии и Косово в 90-х годах, среди которых было много мусульман. Но это было еще до того, как ислам стал политически неприемлемым, утверждает автор.
Европейские политики не сумели повлиять на восприятие своими гражданами ислама в Европе и провести разделительную черту между такими понятиями, как «беженцы/иммигранты» и «террористы/преступники». Европейская реакция оказалась смешанной и лицемерной. По всей Европе были приняты политические меры, которые все более и более противоречат либеральным ценностям.
Частичной проблемой в борьбе с существующей тенденцией является спад популярности центристской политики в Европе. Ослабление центристов явилось результатом их неспособности найти убедительные решения таких проблем, как глобализация, иммиграция и интеграция. Риторическая позиция левых сил при этом заключается в том, чтобы принять всех, а риторическая позиция правых в том, чтобы гарантировать безопасность местному населению.
Угрозы безопасности, с которым сталкивается Европа, вполне реальны. Самопровозглашенное "Исламское государство" и другие террористические группы несут угрозу жизни и европейским ценностям. С другой стороны, многие из прибывающих в Европу беженцев сами бежали от ИГИЛ. Вызовы безопасности следует решать путем улучшения разведки и правосудия, а не через ограничение права на убежище. За последнее десятилетие Объединенному Королевству удавалось избегать террористических атак на своей территории благодаря высокому уровню работы разведки, а не в силу политических мер, направленных против беженцев, подчеркивает в заключение Александр Беттс.