По данным издания The Economist, большую часть прошлого года Турция не принимала серьезных мер, направленных против нелегального трафика мигрантов в Европу. 850 000 человек только в Грецию попали через Эгейское море. В ноябре Анкара согласилась на сокращение потока беженцев в обмен на предложенную Евросоюзом помощь в размере 3 млрд. евро и обещание политических уступок, таких как соглашение о безвизовом режиме. С тех пор Турция усилила патрулирование в районе Эгейского побережья.
Интервью, взятые у местных контрабандистов, подтверждают, что турецкие власти предприняли весьма серьезные меры. «В шести из семи случаев мы вынуждены отменять рейсы», - жалуется контрабандист Бадар. По его словам, в то время как раньше можно было переправить до 35 человек за день, теперь удается устроить лишь 15 человек в неделю. Количество беженцев, прибывающих в Грецию, сократилось со 109 000 в декабре прошлого года до примерно 60 000 в январе нынешнего. Однако с приходом весны эта цифра может резко возрасти.
Турки утверждают, что им не под силу перекрыть все побережье и подчеркивают, что долгосрочное решение проблемы беженцев заключается в прекращении гражданской войны в Сирии. Но такая перспектива сейчас далека как никогда, считает The Economist. Турция уже сделала для беженцев больше, чем вся Европа, за исключением, возможно, Германии. Она стала домом для 2,5 млн. сирийцев и уже потратила 8 млрд. долларов на размещение, образование и медицинские услуги.
Теперь же турки начинают «закрывать свою дверь». В январе они вновь ввели обязательные визы для граждан Сирии, прибывающих в Турцию морским и воздушным путем, что усложнило задачу для сирийских беженцев, находящихся в Иордании и Ливане. Все наземные пограничные пункты с Сирией перекрыты.
Недавнее предложение, выдвинутое Нидерландами, предусматривает прекращение нелегальной перевозки иммигрантов через Эгейское море путем быстрого возврата всех беженцев в Турцию и прием заявок на получение убежища напрямую с территории Турции. В пятницу, 5 февраля, Греция объявила Турцию «безопасной страной» для возврата беженцев из третьих стран. Это может послужить первым шагом к созданию подобной системы. Однако турецкое правительство потребует подтверждения того, что страны ЕС действительно примут сотни тысяч заявок на получение убежища. В краткосрочной перспективе улучшение положения беженцев в самой Турции может стать хорошим решением для сокращения их потока с территории Турции. Самое важное – это трудоустройство, полагает The Economist. Может, наличие работы в Турции и не поспособствует тому, что все беженцы откажутся от рискованного путешествия через Эгейское море, но некоторых из них работа может удержать.