Луч света в темном царстве гражданской войны в Сирии, или политическое представление, демонстрирующее цинизм России и слабость Америки? Таким вопросом задается издание The Economist после подписания соглашения о перемирии в Сирии.
Соглашение было достигнуто поздно вечером, 11 февраля, между госсекретарем США Джоном Керри и его российским коллегой Сергеем Лавровым, а также группой региональных игроков и международных организаций. Оно гарантирует доставку гуманитарной помощи в осажденные сирийские города, многие жители которых голодают. Предположительно, следующим этапом станет прекращение огня в течение недели, которое в свою очередь должно стать основой для более формального соглашения о перемирии.
Планируется, что прерванные Женевские переговоры возобновятся 25 февраля. Но это произойдет лишь в том случае, если сирийская оппозиция согласится с тем, что все стороны, в том числе и режим Башара Асада со своими российскими и иранскими союзниками, соблюдают условия резолюции Совбеза ООН 2254, принятой в декабре. Эта единогласно поддержанная резолюция содержит расписание переговоров, в рамках которых снятие осады с городов, доставка гуманитарной помощи и прекращение огня должны выступать прологом к политическому разрешению кризиса.
Возможно, часть обещанной помощи теперь действительно попадет в зоны, которые недавно были захвачены силами сирийского правительства и где интенсивность боевых действий снизилась. Тем не менее, по мнению The Economist, стоит с большим сомнением относиться к намерению России прекратить бомбардировку позиций повстанцев в Алеппо и вокруг него.
Ранее на этой неделе Россия предлагала ввести режим прекращения огня с первого марта. Это, по мнению американских официальных лиц, дало бы режиму Асада три дополнительных недели для расширения и консолидации территориальных приобретений перед возобновлением переговоров. Многие считают, что цель Асада и России – создать уменьшенное государство, контролируемое его режимом, в котором будет сосредоточено большинство сирийского населения, не покинувшего страну. После этого, на переговорах Асад попытается вынудить уставшее от войны международное сообщество признать новое государство.
Все происходящее является отражением слабости переговорной позиции г-на Керри и фиаско неуверенной политики президента Обамы в Сирии. Сегодня Америка, кажется, готова согласиться на любое предложение, которое г-н Лавров сделает от имени своего кремлевского босса, лишь бы сохранить при этом хорошее лицо. Судя по всему, даже Керри не очень верит в эту сделку, заявляя, что это всего лишь соглашение на бумаге. Если Россия продолжит наносить авиаудары по позициям повстанцев в районе Алеппо, которые она могла бы при желании немедленно прекратить, соглашение фактически можно будет считать проваленным еще до того, как сильные мира сего в воскресенье покинут Мюнхен, подводит итог The Economist.