На пути окончательного восстановления израильско-турецких отношений по-прежнему стоят серьезные препятствия, пишет 16 февраля катарское интернет-издание «Аль-Джазира». Издание напомнило заявление министра обороны Израиля Моше Аялона, который в очередной раз потребовал закрытия турецкого отделения ХАМАС и высылки его руководства из Турции. Анкара же выдвигает неприемлемое для официального Иерусалима условие свободного доступа в Газу. Кроме этого, в самом Израиле идею примирения с Турцией воспринимают крайне неоднозначно, помня о многолетнем потоке грязи и обвинений, инициированных президентом Эрдоганом по отношению к еврейскому государству.
В то время как Турция заявляет об успехе переговоров между сторонами и готовности подписать соглашение о примирении, в правительстве Израиля по этому поводу существуют диаметрально противоположные мнения, подчеркивает «Аль-Джазира». И если премьер-министр Биньямин Нетаньягу верит в успех переговоров, то министр обороны Моше Аялон не видит никаких перспектив в этом направлении.
Правящая в Турции «Партия справедливости и развития» заявляет о значительном прогрессе на пути восстановления отношений, которые резко ухудшились после турецкой провокации с так называемой "Флотилией свободы" в 2010 году. По данным израильских источников катарского издания, переговоры о компенсации пострадавшим турецким исламистам практически завершились.
Если в решении этого вопроса сомнений практически не возникает, то достичь договоренностей относительно других спорных моментов будет намного труднее, считает «Аль-Джазира». Речь идет о новых требованиях к Турции, которые озвучил Моше Аялон: Анкара должна закрыть находящийся в Стамбуле «террористический штаб» палестинского движения ХАМАС. Министр обороны особо подчеркнул, что его страна не может принять факт гостеприимства Турции в отношении этой террористической организации и выразил сомнение в возможности окончательного примирения. Еще одним требованием Моше Аялона является возвращение тел израильских солдат Орона Шауля и Адара Гольдина, погибших в боях с ХАМАСом.
По мнению наблюдателей, опрошенных «Аль-Джазирой», до тех пор, пока в израильском руководстве не будет единого мнения по этому вопросу, говорить о налаживании израильско-турецких отношений весьма сложно.
В специальном интервью «Аль-Джазире» бывший посол Израиля в Турции Алон Лиэл пояснил, что на ход переговоров значительное влияние оказывает "газовый вопрос". Залежи газа не так давно были открыты в территориальных водах еврейского государства. Нетаньягу хочет экспортировать газ в Европу через территорию Турции, а министр обороны, в свою очередь, думает об укреплении оборонного альянса с Грецией, Кипром и Египтом. Все эти страны имеют крайне сложные отношения с Анкарой и не простят Израилю подобного "предательства" их интересов. Моше Аялон считает Египет стратегическим союзником в войне против ХАМАСа. По его мнению, в случае новой войны в Газе, рассчитывать Израилю можно будет на президента Ас-Сиси, но никак не на Эрдогана, способного отвернуться и предать в любой момент.
За турецко-израильскими переговорами внимательно следят и в Каире, недавно разорвавшем отношения с Анкарой. Популярное египетское издание «Аль-Вафд» поинтересовалось мнением экспертов по этому поводу. По словам бывшего египетского парламентария и советника правительства Абдуллы аль-Магази, заявившего, что единственным связующим звеном между Турцией и Израилем всегда будут только интересы, затрагивающие арабские страны, ведь этот союз так или иначе влияет на решение палестинской проблемы и ситуации в Сирии. И добавил, что пока у власти в Турции находится Эрдоган, не стоит ждать полного восстановления израильско-турецких отношений.
В свою очередь, заместитель директора каирского «Центра политических и стратегических исследований» Мухтар Габаши заявил, что США являются основным инициатором переговоров между Иерусалимом и Анкарой. Эксперт считает, что Вашингтон заинтересован в примирении своих союзников для совместного участия и координации в региональных делах. Габаши также прогнозирует восстановление отношений Турции с Египтом, это, по его мнению, может произойти при посредничестве Саудовской Аравии, которая имеет хорошие отношения с двумя сторонами и способствует косвенной коммуникации Анкары и Каира.