Пока все внимание сконцентрировано на попытках Великобритании уладить свои отношения с ЕС, очередные плохие новости для Европы прозвучали из Мюнхена. Пребывающая в отчаянном положении канцлер Германии Ангела Меркель получила умышленный удар от премьер-министра Франции Мануэля Вальса во время его пребывания в Мюнхене на конференции по вопросам безопасности.
Сначала Вальс дал понять, что Франция не сможет принять большее количество беженцев, чем то, на которое она уже дала согласие, и что его страна не поддержит предложенную Меркель общеевропейскую схему перераспределения беженцев по квотам. Затем он продемонстрировал свою дружбу с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым. Это произошло всего через пару недель после того, как кремлевский пропагандистский аппарат начал полномасштабную кампанию против Меркель в попытке ослабить ее позиции и сыграть на возникших в последнее время европейских противоречиях, особенно ярко проявившихся во время кризиса с беженцами.
Немцы были просто в ярости от подобного предательства. В Берлине всегда считали, что если в Европе и существует хотя бы одно железное правило, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, то это неприкосновенный статус франко-немецких отношения, которые с 1950-х годов стали краеугольным камнем европейского проекта. На сегодняшний день, франко-немецкая связка уже не та, что была раньше, особенно принимая во внимание значительное экономическое влияние Германии и относительную инертность Франции. Однако, если бы движущая сила, исходящая от сотрудничества Франции и Германии полностью иссякла, у ЕС фактически не осталось бы ни единой надежды на разрешение своих проблем.
В ходе иммиграционного кризиса немецкий канцлер оказалась в изоляции, как внутри своей страны, так и в Европе. Страны Центральной и Восточной Европы объединились в рамках Вышеградской группы, чтобы противостоять политике открытых дверей, проводимой Меркель. Немецкий канцлер практически в одиночку пытается склонить Турцию к сотрудничеству в вопросе сокращения потока беженцев. Кроме того, Меркель предстоит в следующем месяце выдержать региональные выборы в трех землях, а опросы свидетельствуют о том, что крайне правые популисты пользуются там большой популярностью. Германия только в 2015 г. приняла более миллиона беженцев. Франция за тоже время предоставила убежище лишь 10 000 сирийцам. Из 30 000 беженцев, которых Франция согласилась принять в сентябре, пока прибыли лишь несколько сотен.
Если даже внешние проявления дружеских отношений Вальса и Медведева были тревожными, то суть их переговоров была тем более тревожной. Французский премьер фактически ничего не сказал по поводу бомбардировок гражданского населения Сирии, которые провела Россия в рамках нападения на Алеппо, ставшего очередной гуманитарной катастрофой, лишь увеличивающей приток беженцев в Европу. Он также не указал на откровенное противоречие действий РФ попыткам дипломатического урегулирования конфликта.
Некоторые европейские чиновники утверждают, что Вальс просто был самим собой – бывшим министром обороны, одержимым проблемами безопасности Франции с тех пор, как произошли террористические атаки 2015 г. Тем не менее, каким бы ни было объяснение, Парижу стоит немедленно приступить к налаживанию отношений с Берлином. Сама же Ангела Меркель никак не прокомментировала этот досадный эпизод, но судя по утечкам информации из ее окружения, своими действиями французский премьер-министр нанес существенный ущерб франко-немецким отношениям, подчеркивает The Guardian