Корреспондент Foreign Policy Фил Леви пишет о судьбе торгового соглашения между США и ЕС.
В то время как администрация Обамы «доживает» свои последние месяцы, стоит задаться следующим вопросом: в какой момент становится слишком поздно «делать дела»? В этом месяце такой вопрос возник, когда официальный представитель Белого дома Джош Ирнест заявил по поводу Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) и находящегося на рассмотрении торгового соглашения с ЕС следующее: «Я не верю, что мы сможем подписать соглашение ТТИП до того как президент покинет свой пост, тем не менее, он на самом деле заинтересован в том, чтобы переговоры продвигались вперед…». На конференции в Мюнхене в этом году госсекретарь Джон Керри превозносил достоинства ТТИП, а торговый представитель США Майк Фромен заявил, что настало время для подписания соглашения.
Ирнест был намного более откровенным, чем Керри и Фромен. Для примера, администрация начала переговоры по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) более четырех месяцев назад, однако, до сих пор есть серьезные сомнения в том, рассмотрит ли Конгресс соглашение в этом году. Итак, если подписание соглашения по ТТИП кажется маловероятным, что же делать переговорщикам? Стоит свернуть процесс, или нужно продолжить попытки добиться максимальных результатов за оставшееся время?
Казалось бы, прекращать работу слишком рано, однако, проблема заключается в том, что администрации не удалось убедить представителей обеих партий в важности соглашения. Дебаты по поводу ТТП продемонстрировали, что администрация Обамы не смогла убедить даже собственную партию. После резкой критики в адрес предыдущих торговых соглашений президент Обама предпринял запоздалую и неудачную попытку найти поддержку нового соглашения у демократов. Только 28 демократов из Палаты представителей прошлой весной поддержали предложение Обамы. Берни Сандерс и Хиллари Клинтон оба высказались против соглашения. Впрочем, депутаты-республиканцы оказали намного более высокую поддержку политике администрации в сфере внешней торговли.
Какое значение все это имеет? Дело в том, что теперь Европейский Союз должен сделать свой выбор. Переговоры по поводу соглашения ТТИП вызвали немалые противоречия в Европе. Таким образом, активные попытки заключить соглашение могут иметь политические последствия. Какой смысл европейцам выдвигать амбициозный проект и выдерживать шквал критики, если в январе вновь придется все пересматривать? Президент Обама имеет полное право до конца своего срока вести переговоры и выступать с новыми предложениями и проектами, вопрос лишь в том, будут ли они восприняты всерьез.