Экономика страны с самым большим населением в мире получила бы однозначную выгоду от притока беженцев, но нежелание правительства принимать их никак не связано с экономикой. Такое мнение высказывает автор статьи для Foreign Policy Лянг Пан.
Ближневосточные конфликты, в том числе война в Сирии, а также порожденное ими массовое перемещение местного населения, стали одной из главных общемировых проблем. Тем не менее, Китай, обладающий второй по величине экономикой в мире, остался в стороне от происходящего. Согласно Верховному комиссару ООН по делам беженцев, по данным
на конец августа 2015 г. в Китае было зарегистрировано
9 беженцев и 26 человек, ищущих убежища, прибывших из Сирии.
Восточноазиатский гигант сталкивается сегодня со сложными политическими, демографическими, религиозными и экономическими проблемами. По этой причине Китай не рассматривает возможность принятия на своей территории сирийских беженцев. Однако, если Китай намеревается стать ответственной глобальной силой, ему следует по-новому взглянуть на идеологию, которая не позволяет ему принять активное участие в решении общемирового кризиса.
Власти Китая утверждают, что западные страны поспособствовали ослаблению центральной власти в Сирии, в результате чего теперь происходит массовый исход населения из этой страны. Поэтому именно Запад несет ответственность за разрешение этого кризиса. В октябре 2015 г. на страницах одного из проправительственных китайских изданий было высказано мнение, что курс на «демократизацию» ближневосточных стран, который взяли США и их союзники является главной причиной нынешнего иммиграционного кризиса. Вне зависимости от справедливости такой точки зрения, основной удар приняли на себя не западные страны. Согласно статистическим данным неправительственной организации Международная амнистия, Турция, Ливан, Иордания, Ирак и Египет приняли на своей территории 4,5 млн беженцев. Такое количество иммигрантов стало бы каплей в море для страны столь огромной и экономически мощной, как Китай.
Официальная политическая идеология Китая не приветствует принятие иммигрантов некитайского происхождения. Невмешательство в дела других стран является одним из краеугольных камней, лежащих в основе внешней политики Китая, поэтому принятие иностранных беженцев чаще всего рассматривают, как демонстрацию политической поддержки той или иной страны. В отличие от большинства западных стран, Пекин был категорически против внешнего вмешательства в сирийский кризис. Приняв сирийских беженцев, Китаю пришлось бы де-факто отказаться от одного из главных своих дипломатических принципов и взять на себя ответственность за последствия крупного международного провала, которым обернулась ситуация на Ближнем Востоке.
Кроме того, китайское общественное мнение находится на стороне правительства в вопросе о приеме беженцев. Пекин в течение долгого времени придерживался жесткой демографической политики. Несмотря на то, что в последние годы контроль со стороны правительства ослабел, Пекину было бы непросто объяснить китайцам, почему он внезапно решил разрешить иностранным беженцам поселиться на территории Китая.
Такое решение оказалось бы также экономически непопулярным. На саммите ООН в 2015 г. президент Китая Си Цзиньпин заявил о решении выделить развивающимся странам 2 млрд долларов, а также списать им долги. Международное сообщество приветствовало такой шаг, однако внутренняя оппозиция резко раскритиковала правительство на том основании, что Китай не может выступать в качестве международного филантропа, когда внутри страны огромная часть населения живет за чертой бедности. Критика была настолько резкой и заметной, что Пекину пришлось задействовать свой пропагандистский аппарат, чтобы вернуть общественное мнение на свою сторону. Учитывая текущие экономические проблемы, простые китайцы надеются, что их правительство будет использовать финансовые ресурсы для решения собственных трудностей, а не для оказания помощи иностранцам.
Следует отметить, что Китай является не единственной страной, не желающей брать на себя ответственность за судьбы беженцев. Арабские страны, такие как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, а также такие развитые страны, как Япония, Сингапур и Южная Корея не намереваются помогать сирийским мигрантам. Соединенные Штаты, которые принимают больше беженцев, чем любая другая страна в мире, до сих пор впустили на свою территорию чуть меньше 3 000 мигрантов из Сирии.
Как отмечает политолог-международник Йан Ксутонг, Китай может найти вдохновение для своей новой внешней политики в конфуцианском учении. Традиционная китайская этическая система, по словам Йана, предполагает, что «сфера ответственности любого правителя должна охватывать весь мир, а не только людей, проживающих в одной стране».