Сама по себе идея объединить русский балет и русскую школу фигурного катания была гениальной. И то, и другое известно во всем мире своим фантастическим уровнем, и то, и другое является национальной гордостью по полному праву. Но сплавить их вместе, создать новый жанр искусства могли только очень талантливые и чрезвычайно смелые люди.
Сорок лет назад такой человек нашелся – им стал выдающийся русский хореограф Константин Боярский, создавший Ленинградский государственный балет на льду, который сегодня известен во многих странах как Государственный балет на льду Санкт-Петербурга. В городе, где есть легендарный Мариинский балет, где родился знаменитый балет Эйфмана, где работает тренер олимпийский чемпионов Алексей Мишин, появление подобного театра было, видимо, предопределено. В нем сошлись вместе традиции петербургской балетной школы и успехи знаменитых фигуристов.
Большинство шоу на льду строятся по одному лекалу: спортсмены по очереди показывают номера, похожие на произвольную программу или показательные выступления на соревнованиях. Там есть все, что принято ждать от фигурного катания – эффектные прыжки, вращения, поддержки. Иногда номера объединены общей темой, иногда нет. Но спектакли Петербургского Государственного балета на льду – это полноценные балетные постановки, исполненные по всем законам классического танца, за одним небольшим исключением: все балерины и танцовщики на коньках. Вместе с театром родился и новый жанр хореографии, где используются уникальные техники фигурного катания. Все это дает эффект необычной мягкости движений, динамичности, полета – как будто у артистов не коньки на ногах, а крылья за спиной. В результате знакомые всем с детства балеты: «Лебединое озера» и «Золушка», «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта» обретают новое прочтение и смотрятся по-настоящему свежо. Привычные фуэте и арабески легко соседствуют с акселями и двойными тулупами, лишь добавляя красок к общей картине.
Возможно, все дело в том, что руководят театром люди, каждый из которых приносит свой опыт и видение спектакля. Главный балетмейстер – бывший солист Мариинского театра, заслуженный артист России Константин Рассадин, танцевавший на одной сцене с Михаилом Барышниковым и Рудольфом Нуриевым, любимый ученик знаменитого хореографа Леонида Якобсона. А директор театра Михаил Каминов – мастер спорта, многократный чемпион Ленинграда и России в парном фигурном катании. Именно он с 1967 года по 1987 являлся ведущим солистом балета, а потом, став директором, осуществил уникальную вещь – возможность показывать ледовые балеты на сценах театров. Сцена по специальной технологии за сутки покрывается искусственным льдом, на ней строятся роскошные декорации – и зрители получают возможность увидеть ледовый спектакль на настоящих театральных подмостках. А музыкальным руководителем балета (и одним из основателей) является заслуженный деятель России Лео Корхин, известный дирижер, выступающий с целым рядом оркестров, включая прославленный симфонический академический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича.
В разные годы в театре танцевали прославленные фигуристы: многократные чемпионы мира и Европы, двукратные Олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, многократный чемпион мира и Европы, Олимпийский чемпион Алексей Уланов, многократный призер соревнований мира и Европы, Олимпийских игр Людмила Смирнова. Всего в труппе около 40 артистов, половина из которых завоевывали призы во всероссийских и международных соревнованиях по фигурному катанию.
После триумфальных прошлогодних гастролей, после выступлений в самых разных странах мира, театр возвращается к израильским зрителям. В этом году труппа привозит балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и романтическую сказку «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева.
Легендарное «Лебединое озеро» в постановке Константина Рассадина похоже на сон.
Традиционные белые балетные пачки на сияющем льду, стремительные движения, экспрессия и высокие поддержки в сопровождении гениальной музыки – это настоящее волшебство, завораживающее своей красотой и энергией.
«Золушка», бесхитростная сказка Шарля Перро – один из самых любимых сюжетов художников всех жанров, включая композиторов. Но музыка Сергея Прокофьева – особая страница истории хореографии. В балете, впервые исполненном в 1945 году в Петербурге в Мариинском театре, в разные годы танцевали Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Наталья Дудинская. И тот факт, что этот красивый, сказочный классический балет, переведенный на ледовую сцену, привозит именно Санкт-Петербургский театр, приобретает в этот смысле особое значение.
Государственный балет на льду Санкт-Петербурга
«Золушка»
Беэр-Шева,16.07.16, суббота, 11:00, Центр сценических искусств, большой зал
Хайфа, 23.07. 16, суббота, 11:00. «Театрон ха-Цафон»
Тель-Авив, 28.07.16, четверг, 17:00, Зал «Бейт а-Опера»
«Лебединое озеро»
Беэр-Шева,16.07.16, суббота, 19:00, Центр сценических искусств, большой зал
Хайфа, 23.07. 16, суббота, 19:00. «Театрон ха-Цафон»
Тель-Авив, 28.07.16, четверг, 20:00, Зал «Бейт а-Опера»
Фотография предоставлена организатором гастролей – FGK Production
Линки на видео:
https://youtu.be/xuFKOybb8Sk
https://youtu.be/rKTeq0SXLow