22 июня, в очередную годовщину гибели корабля "Альталена" премьер Биньямин Нетаниягу прокомментировал эту трагическую страницу в современной истории Израиля.
"68 лет назад был потоплен корабль «Альталена» - эта национальная трагедия оставила печальный след в истории нашего народа. «Альталена» перевозила груз оружия, которое приобрела организация Эцель. Корабль направлялся в Израиль, на его борту были сотни репатриантов и большое количество оружия и боеприпасов, предназначенных для защиты Израиля в Войне за независимость.
Еще до прибытия корабля командир Эцель Менахем Бегин вел переговоры с главой правительства Израиля Давидом Бен-Гурионом. Они не смогли прийти к согласию по поводу распределения оружия. По распоряжению правительства корабль «Альталена» пришвартовался в Кфар-Виткин и был окружен силами ЦАХАЛ.
Представителям Эцель был выдвинут ультиматум: передать ЦАХАЛу все оружие, находящееся на корабле. Ультиматум был отвергнут, и 21 июня между сторонами произошли перестрелки. Корабль отчалил от берега и направился на юг, в сторону Тель-Авива.
22 июня «Альталена» приблизилась к Тель-Авиву и села на мель недалеко от берега. Возобновился бой между солдатами ЦАХАЛ и Эцель. После попадания снаряда корабль загорелся.
Сотни молодых людей, находившихся на борту «Альталены» не ожидали такого приема. Среди них были и пережившие Катастрофу, которые хотели воевать за становление Израиля, они гордились тем, что привезли оружие, которое поможет совместно сражаться с врагами молодой страны.
Было ли ошибочным решение руководства? Я считаю, что было ошибочным. Применение силы не было необходимым. Лидеры страны не понимали, что им противостоят не враги государства, а молодые и энергичные сионисты, которые готовы рисковать жизнью ради создания страны.
Кровопролитие остановил один лидер, Менахем Бегин, который прокричал, что не допустит гражданской войны. И на самом деле, смелое решение, принятое Бегиным предотвратило возможность гражданской войны и, некоторым образом, склонило чашу весов в пользу продолжения существования Израиля как демократического государства.
В столь трудный час Бегин предпочел единство и таким образом завещал нам выводы с трагедии «Альталены»: мощь Израиля основана на единстве. Мы можем не соглашаться друг с другом, но в демократическом обществе разногласия решаются в ходе дискуссии, а не при помощи насилия. Наше единство всегда важно, особенно сегодня, когда перед Израилем стоят такие задачи.
Будем вечно помнить всех павших в те дни. Погибшие на «Альталене» любили родину и были настоящими сионистами. Да будет благословлена их память."