Министр обороны, лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман выступил 12 сентября в Ариэльском университете, а потом ответил на вопросы присутствующих. Следует отметить, что это его первое публичное выступление с момента вступления в должность главы оборонного ведомства.
Отвечая на вопрос относительно суда над Элиором Азарией, Либерман заявил, что в демократическом государстве любой человек до вынесения судом вердикта является невиновным. И этот принцип действует в отношении каждого из граждан, будь он журналистом, общественным деятелем, политиком или военнослужащим.
«Солдаты ЦАХАЛа, которых народ Израиля направил защищать страну, постоянно находятся в очень сложной обстановке, день за днем противостоят террору, рискуя жизнью. Их необходимо поддерживать в любых ситуациях, даже если они совершили ошибку. И абсолютно недопустимо, чтобы выносился приговор еще до начала суда. А именно это произошло с Элиором Азарией. Как из уст политиков, так и в СМИ прозвучали обвинения в его адрес еще до того, как вообще началось расследование», - отметил министр обороны.
Либерман выразил надежду, что военный трибунал сумеет абстрагироваться от всех «посторонних шумов» и вынесет справедливое решение, основанное на фактах и реальной ситуации.
«В любом случае, мы будем поддерживать солдата, даже если он допустил ошибку. Мы обязаны поддержать его», - сказал он.
Отвечая на вопрос о главной угрозе в настоящий момент, Либерман сказал, что наиболее серьезной проблемой и самой большой угрозой для Израиля и всего еврейского народа является Иран.
«Есть много споров и разногласий вокруг иранской темы. Но одно очевидно: несмотря на подписанное соглашение с мировыми державами, Иран постоянно нарушает резолюции Совбеза ООН, делает все возможное, чтобы дестабилизировать ситуацию в регионе, поддерживая и финансируя террор. В этом году, как и ранее, в Иране состоялся конкурс на лучшую карикатуру по отрицанию Холокоста с первым призом в 50 тыс. долларов. Я не видел, чтобы Евросоюз выступил с осуждением этого.
Опять же, достаточно вспомнить недавний военный парад в Тегеране, на котором провезли баллистические ракеты с надписями «Смерть Израилю». Иран ежегодно переводит 800 миллионов долларов «Хизбалле». Так что не стоит заблуждаться. Мы обязаны противостоять этой угрозе, должны быть готовы к любому развитию событий и рассчитывать только на себя», - подчеркнул Либерман.
Комментируя ситуацию в Сирии, министр обороны указал, что у него есть серьезные сомнения относительно возможности скорого урегулирования в этой стране, несмотря на усилия, предпринимаемые США и Россией.
«Если посмотреть на ситуацию в Ираке, Йемене и других местах (а в Ираке хаос продолжается уже долгие годы), если принять во внимание многочисленные беседы с представителями ООН, которые считают, что Сирия не сохранится в ее нынешних границах из-за непреодолимых противоречий между шиитами и суннитами, курдами и алавитами, христианами и друзами, то приходишь к выводу, что следует изменить подход. Существующие соглашения устарели и их следует пересмотреть, чтобы стабилизировать ситуацию», - отметил Либерман.
Отвечая на вопрос относительно поселения Амоны, глава оборонного ведомства сказал, что после того, как Верховный суд вынес окончательный вердикт, нет никаких шансов оставить форпост на прежнем месте. Но, при этом, закон должен быть одинаковым для всех.
«Не может такого быть, чтобы международное сообщество, да и определенная часть израильского общества признавала решения Верховного суда только тогда, когда они направлены против еврейских поселенцев.
А когда речь идет о незаконном арабском строительстве, они вдруг встают на дыбы. Закон должен быть един и в отношении Амоны, и в отношении арабов в Сусии, и в отношении тех, кто незаконно захватывает земли в зоне Е-1 между Иерусалимом и Маале-Адумим. Двойные стандарты в отношении евреев и в отношении палестинцев – недопустимы», - заявил Либерман.
На вопрос о том, чем партия «Наш дом Израиль» отличается от всех остальных партий, глава НДИ ответил, что, в первую очередь, отличие заключается в способности принимать решения и добиваться результата.
«Мы - правая партия. Но мы правые прагматики, а не фанатики. Мы понимаем, в какой реальности живем и стремимся добиться самых лучших из всех возможных решений. Что касается «Еврейского дома», эта партия говорит об едином государстве между морем и рекой Иордан. Мы против двунационального государства. Я не хочу видеть в качестве граждан Израиля еще 4,5 миллиона арабов.
Что же касается подхода «Ликуда» - «территории в обмен на мир», берущего начало в Кемп-Дэвиде, мы с этим тоже не согласны. Данный принцип полностью провалился – достаточно посмотреть на результаты соглашений Осло.
Я видел нашумевший ролик главы правительства. Хочу сразу абстрагироваться от использовавшейся там терминологии. Но представленная им модель предусматривает создание гомогенного палестинского государства, без единого еврея, о чем неоднократно говорил Абу-Мазен, и двунационального государства с более чем 20% арабского населения, которое себя считает палестинцами. Более того, они постоянно требуют все большей и большей автономии.
Мы же говорим про обмен территориями и населением с 2004 года. Я не вижу никакой объективной причины, почему «арабский треугольник» и Умм эль-Фахм должны быть частью Израиля, почему мы должны финансировать шейха Раеда Салаха, почему мы должны платить зарплату Ханин Зуаби и Джамалю Захалке. В рамках реализации программы обмена территориями и населением мы можем распространить израильский суверенитет как на Ариэль и Маале-Адумим, так и на Гуш-Эцион», - подчеркнул Либерман.
Лидер партии НДИ также заявил, что он не верит в двустороннее урегулирование между Израилем и палестинцами. И соглашение с палестинцами должно быть подписано только в рамках всеобъемлющего регионального урегулирования между Израилем и арабским миром.
«На Ближнем Востоке сложно говорить о мире. Следует говорить об урегулировании. Большинство конфликтов в нашем регионе не имеют никакого отношения к Израилю. Это внутримусульманские конфликты. Когда мне предъявляют претензии, что я разрешил строительство в иерусалимском квартале Гило, я отвечаю: посмотрите, что происходит в Сирии. Там за несколько лет убито 400 тысяч человек! А вы мне говорите про несколько десятков единиц жилья в нашей столице», - заметил Либерман.
Относительно принципиальной разницы в позициях с «Еш атид» он указал, что партия НДИ является категорическим противником религиозного диктата, но при этом уважает еврейскую традицию.
«Мы против отделения религии от государства, к чему призывает Яир Лапид. У нашего народа религия и национальность неразрывно связаны. Те, кто говорят об разделении религии от государства в нашей стране – фактически, говорят о гражданской, братоубийственной войне. Но, при этом, мы выступаем за отделение религии от политики.
Для чего, к примеру, нужны религиозные советы, которые действуют в городах независимо от муниципальных структур? Фактически, налогоплательщики выплачивают зарплату тысячам эмиссаров определенных партий. Так же, как в каждом муниципалитете есть отделы, которые предоставляют различные услуги гражданам, должен быть отдел, предоставляющий религиозные услуги. Религиозный совет - совершенно ненужная структура, которая является политической, а не профессиональной», - отметил Либерман.
По убеждению министра, сегодня в данной сфере наблюдается явная диспропорция и отсутствует элементарная логика. Государство должно сохранять еврейские традиции, но светское население должно чувствовать себя свободно, на него не должен оказываться религиозный диктат.
«Несколько дней назад обрушилась строящаяся парковка в Тель-Авиве. Погибли 6 человек. И выяснилось, что в министерстве экономики есть всего 17 инспекторов, следящих за качеством строительства. А в Израиле есть около 13 тысяч строительных объектов. Между тем, в Израиле есть 18 тысяч инспекторов кашрута!
По словам Либермана, поселение Нокдим, в котором он живет, может служить моделью сосуществования самых разных секторов: ультраортодоксов, религиозных сионистов и светских израильтян. Все живут рядом, но не навязывают друг другу свои правила.
Материал подготовлен пресс-службой партии НДИ