Музей Иланы Гур в Старом Яффо расположен так, что название «Небо и земля. Земля и небо» точно подходит для выставки в нем. Музей «завис» на краю холма – между небом и землей, древним каменным Яффо и вечно синим небом.
Новая выставка «Небо и земля. Земля и небо» организована при сотрудничестве амуты и галереи «Место для искусства – «Маком ле-оманут» - товарищества молодых художников в Южном Тель-Авиве, сумевших привнести новый дух в музей, устроить в нем выставку в ином формате и привлечь для участия в ней новые имена, молодых художников, хотя перечисление имен участников этой выставки стоит начать с Песи Гирш - совсем уже не молодой, но очень известной и очень опытной израильской художницы, фотографа, мастерицы инсталляций и провокаций. Песи Гирш многие годы творит «на грани» - на границе приличий и вкуса, провокации и эпатажа, эксперимента и вкуса. Не заметить ее работы невозможно, ее фотографии давно стали частью коллекции Иланы Гур и вновь будут представлены на новой выставке. Гирш фиксирует образы, документирует сложные ситуации на грани жизни и смерти, ритуалы, отражающие состояния одиночества и беспокойства, невыразимых – но отраженных на ее работах - душевных видений, духовных поисков. Изображение частей тела на ее фотографиях напоминают разбросанные, раскиданные фрагменты классической скульптуры, которую Гирш изучала в юности. Кстати, изображенные на ее работах модели - это ее друзья и родственники, что с одной стороны никого не обижает, с другой - усиливает личностный, интимный аспект ее произведений. А с третьей стороны – благодаря этому ее работы становятся неким переходом к более обобщенным и более абстрактным работам других участников выставки «Небо и земля. Земля и небо» - Инбаль Хофман, Хила Лейзер-Бейджа, Рани Пардес, Моран Клигер и Ноа Раз-Меламед, произведения которых искусно соедини в цельную экспозицию в Музее Иланы Гур куратор Нир Хармат. И не просто соединил, но и оживил в танце. На открытии выставки, вечером в субботу 1 октября будет выступать японская танцовщица Юко Имазаики, сценой для которой станет «Дом» Хилы Лейзер-Бейджа - скульптура дома из ржавого металла – угрожающая и уютная одновременно. Сочетание гибкости движения, теплоты танца с мрачноватым статичным, торжественным и торжествующим в своей неподвижности ржавым домом – загадочным и темным - еще одно зримое доказательство дуальности этой выставки, выстроенной куратором на грани, на сочетании контрастов, противоположных и противоборствующих сторон, основополагающие из которых - это небо и земля, вечно притягивающиеся, отталкивающиеся и не умеющие существовать друг без друга.
Земля и небо – энигма, вобравшая в себя мир - ассоциируются с силами физическими и духовными – с духовными и материальными аспектами искусства. Экспонаты выставки подобраны так, чтобы показать оба этих аспекта во взаимодействии на тонкой, иногда невидимой границе между ними, на линии, разъединяющей и соединяющей одновременно гравитацию и левитацию, силу и тяжесть. Можно долго играть антонимами, противоположными смыслами и явлениями - земное притяжение и невесомость, горе и облегчение, тяжесть земли и эфемерность полета, зримые вес и объем и трансцендентность, а можно пытаться воплотить эти понятия в искусстве.
Участники выставки демонстрируют в своих работах обе ипостаси – земную и небесную, стремясь нарушить пределы той или иной среды, воспарить над ней и в то же время оставаясь привязанными к ней. Потому представленные между небом и землей, на выставке «Небо и земля. Земля и небо» фотографии, скульптуры, инсталляции, картины – все в чем-то загадочны: они нарушают равновесие, стремясь адаптировать две крайности, две противоборствующие силы – одна реальная, воплощение идеи на практике, вторая – духовная, то есть сама идея, еще неовеществленная мысль.
Настроение этих работ – неуловимо: мерцающие, недостижимые воспоминания и моменты «оседают» благодаря представленным экспонатам с небес на землю, и вновь взлетают, стремясь найти свое место. Недаром здесь выставлены фотографии Моран Клигер, выполненные в стиле «белое на белом» и «черное на черном», где границы образов размыты, неуловимы и в то же время контрастны. И недаром символом выставки выбрана скульптура Инбаль Хофман - воздушный шарик, рвущийся в небо, но крепко привязанный к тверди – к подставке. Она же - Инбаль Хофман- представляет на выставке скульптуру «Лебедь» - коленопреклоненную белую мужскую фигуру, практически прозрачную, силуэтом напоминающую плывущего лебедя. Отражения этого человека в гладкой темной лакированной поверхности – в «твердой» воде - куда реальнее и материальнее его самого, мерцающего отраженным светом в пространстве галереи. Это мерцание, эфемерная фигура и ее плотная тень, некая загадочная аура и есть основное кредо выставки, ее главная тема – так считает куратор выставки и ее участники из амуты «Место для искусства», полагающие, что само искусство – это как раз и есть «акт перехода от материи к духу, от крайности к крайности» и вместе с тем попытка найти свое место в искусстве.
Выставка «Небо и земля. Земля и небо» будет проходить в Музее Иланы Гур в Старом Яффо с 1 октября по 3 декабря. Открытие – 1 октября в 19.30. Вход на открытие - свободный, бесплатный для всех желающих.
Страница амуты «Место для искусства» - https://www.facebook.com/artspacetlv
Страница выставки «Небо и земля. Земля и небо» в фейсбуке - https://www.facebook.com/events/1046069265511381/
Сайт музея - http://www.ilanagoormuseum.org/
Страница музея в фэйсбуке - https://www.facebook.com/ilanagoormuseum/?fref=nf
Часы работы музея: с воскресенья по пятницу с 10-00 до 16-00, в субботу и в праздники с 10-00 до 18-00, в канун праздников – с 10-00 до 14-00. В дни Рош ха-Шана музей открыт в канун праздника - воскресенье 2 октября с 10:00 до 14:00, в Рош ха-Шана 3 и 4 октября - с 10:00 до 18:00
Адрес Музея Иланы Гур: Старый Яффо, ул. Мазаль Дагим, 4, тел. 03-6837676.
Маша Хинич. Фотография предоставлена пресс-отделом музея.