«Спящая красавица» на музыку Чайковского в хореографии Мариуса Петипа в постановке Израильского балета – Ханука 2016
В дни праздника Ханука в декабре 2016 года труппа Израильского балета покажет 14 спектаклей «Спящая красавица» Чайковского. Впервые увидевший свет рампы 125 лет назад, этот спектакль по-прежнему продолжает приковывать к себе внимание зрителей и по праву считается одним из легендарных балетов. На Хануку на одной сцене вместе с 32 танцорами Израильского балета выступят 15 выпускников студии-школы Израильского балета. Восемьдесят новых костюмов, красочные декорации, классические традиции, обновленная редакция постановки Петипа - все на сей раз сделано в давних классических традициях балета.
Слово «легендарный» в описании этого спектакля использовано по праву: «Спящая красавица» не сходит со сцены уже 125 лет. Удивительно, что при том, что «Спящая красавица» на музыку Чайковского вошла в мировой фонд золотой классики, Израильский балет последнее время ставил этот спектакль не очень часто: 2009-й год, 2012-й – тогда труппа представляла «Спящую красавицу» в постановке Берты Ямпольской, созданной еще в 1987-м году, а заглавную партию в тех спектаклях танцевала Нина Гершман, ныне одна из художественных руководителей труппы.
Но в целом «Спящая красавица» существует в репертуаре Израильского государственного балета уже почти 30 лет и неизменно собирает полные залы. Берта Ямпольская, взяв за основу классическую версию Мариуса Петипа, внесла в нее незначительные изменения и спектакль стал динамичнее и легче для восприятия. Сейчас же Нина Гершман и труппа Израильского балета представляют «Спящую красавицу» практически без купюр в слегка сокращенной первоначальной хореографии Мариуса Петипа – как то задумывалось им еще в 1890-м году, когда этот «Балет-феерия в двух актах с Прологом и Апофеозом» был впервые показан на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
«Спящая красавица» – это балет-сказка, а вслед за сказкой тянутся мифы и легенды. Вот одна из них: Нина Гершман решила стать балериной после того, как увидела по телевизору именно этот балет - «Спящую красавицу» в постановке Кировского театра. Было ей тогда девять лет и ее детская мечта станцевать принцессу Аврору в «Спящей красавице» сбылась в Израиле. Как сбываются сегодняшние мечты нынешних премьеров труппы, занятых в главных партиях: Томоко Тобиока и Людвига Испирияна, Светланы Гордиевской и Кристиана Манева.
Если же вернуться к временам создания «Спящей красавицы», то стоит напомнить, что инициатива появления на петербургской сцене балета по мотивам известных сказок Шарля Перро исходила от директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. В мае 1888 года он обратился к Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать балет по сказке «Спящая красавица» Перро. В ноябре того же года и феврале 1889 года Мариус Петипа переслал композитору подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка. Формально учтя все пожелания, Петр Ильич Чайковский создал уникальное произведение, равного которому не было в ту пору, подняв уровень балетной музыки так высоко, что многие годы она считалась эталонной.
И уже в наше время музыкальные критики утверждают, что балет «Спящая красавица» имел то же значение, что и «Руслан и Людмила» в опере: Петр Ильич Чайковский возвел балетную музыку в высочайший ранг. Об этом говорит и тот факт, что знаменитая музыка к «Спящей красавице» исполняется на симфонических концертах многими известными дирижерами и оркестрами. А сам композитор считал свое произведение «едва ли не лучшим из всех сочинений».
Мариус Петипа, его соавтор-хореограф, не уступил знаменитому композитору в гениальности. Созданный им балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. При этом конструкции каждого акта были продуманы до мелочей. Петипа увлекал зрителя сложным переплетением разноплановых танцев, венчали которые па-де-де главных героев. И именно этот балет по истечении долгого времени стали считать энциклопедией классического танца, отдавая дань и уважение Мариусу Петипа.
Современники рассказывали, что Петипа жестко требовал от великого композитора подчинить музыку балета сложной хореографической задаче. Чайковский принял все его требования. За время, прошедшее со дня первой триумфальной постановки балет претерпел множество хореографических редакций. Но неизменным осталось роскошное, расточительно-барочное великолепие танца, филигранная отточенность каждого движения, поразительная техническая виртуозность, все то, что сделало этот спектакль одним из самых репертуарных и одним из самых востребованных и замечательных представлений для всей семьи.
Балет «Спящая красавица» стал венцом творения Петипа и Чайковского. Им удалось создать настоящую поэму о борьбе Добра (Фея Сирени) и Зла (Фея Карабос – в версии Израильского балета ее исполняет балерина, а не танцовщик, как обычно принято), о всепобеждающей силе Любви (Принцесса Аврора и Принц Дезире). Нина Гершман немного изменила и начало спектакля – еще под звуки увертюры на сцене появляется Карабос, а вслед за ней фея Сирени, как предвестница того, что добро все-таки побеждает. И только после этого начинается обычный пролог.
Израильский балет. «Спящая красавица». Ханука 2016-го с 23 декабря по 31 декабря в различных городах стран. Продолжительность спектакля – 1 час 45 минут.
Фотография ©Эмануэль Огдан предоставлена Израильским балетом