Роскошный королевский дворец, сказочный лес, добрые феи, злые феи, веретено… И принцесса Аврора, которая уколется веретеном и заснет на долгие сто лет, пока прекрасный принц Дезире не придет разбудить ее поцелуем. Все это – балет «Спящая красавица», один из самых красивых балетов, подлинный праздник классической хореографии.
В дни Хануки, в декабре 2016 года труппа Израильского балета покажет 14 спектаклей "Спящая красавица" Чайковского. Впервые увидевший свет рампы 125 лет назад, этот спектакль по-прежнему продолжает приковывать к себе внимание зрителей и по праву считается одним из легендарных балетов. На Хануку на одной сцене вместе с 32 танцорами Израильского балета выступят 15 выпускников студии-школы Израильского балета. Красочные костюмы, декорации, освещение - все в великолепных классических традициях балета.
В нынешней постановке «Спящей красавицы», подготовленной художественным руководителем труппы Ниной Гершман, удалось сохранить основные очертания классической хореографии Мариуса Петипа. При этом в спектакле явственно ощущается особый творческий почерк Израильского балета и его основательницы Берты Ямпольской, которой в середине 1960-х годов пришла в голову взбалмошная идея – вернуться в Израиль и создать собственную балетную труппу. При том, что в Израиле классический балет долгое время считался буржуазным предрассудком галута. Вначале молодой воюющей стране было не до танцев, и балет все еще был на положении Золушки.
Попытки создать труппу классического балета в Эрец-Исраэль натыкались на стену равнодушия. Так было в 1930-е годы, до создания государства, и то же самое продолжалось спустя два десятилетия. В то время в Эрец-Исраэль не имели представления о классическом балете и относились к идее создания классической труппы с враждебностью.
При таких условиях идея создания собственного национального классического балета Израиле могла прийти в голову только одержимым людям. Такими идеалистами балета оказались супруги Берта Ямпольская и Гилель Маркман. Оба они были успешными танцовщиками, которых рады были пригласить и принять лучшие театры Европы и США, но танцоры пожертвовали сольной карьерой ради того, чтобы в Израиле появился собственный классический балет.
В целом «Спящая красавица» существует в репертуаре Израильского государственного балета уже почти 30 лет и неизменно собирает полные залы. Берта Ямпольская, взяв за основу классическую версию Мариуса Петипа, внесла в нее незначительные изменения и спектакль стал динамичнее и легче для восприятия. Сейчас же Нина Гершман и труппа Израильского балета представляют «Спящую красавицу» практически без купюр в слегка сокращенной первоначальной хореографии Мариуса Петипа – как то задумывалось им еще в 1890-м году, когда этот «Балет-феерия в двух актах с Прологом и Апофеозом» был впервые показан на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Интересна история создания этого шедевра музыки и хореографии. Весной 1888 года Чайковский был занят сочинением Пятой симфонии, когда получил от директора Императорских театров князя И. А. Всеволожского письмо – он, кстати, и стал автором первой версии либретто, впоследствии переработанной вместе с хореографом Мариусом Петипа. В письме князь высказал просьбу написать балет, который стал бы «зрелищем в стиле балетов Людовика XIV, с музыкой «в духе Люлли, Баха, Рамо», с непременной кадрилью всех сказок Перро в дивертисменте последнего акта». Чайковский не изменил ни одной подробности предложенного ему сценария.
Написание музыки было закончено к 1889 году, а 3 января 1890 года балет увидел свет рампы и услышал аплодисменты взыскательной публики Мариинского театра. Плод труда воображения трех мужчин, одержимых балетом, и десятков танцовщиков, был явлен городу и миру.
Сам Чайковский не раз говорил: «Спящая красавица» – едва ли не лучшее из всех моих сочинений». Об этом говорит и тот факт, что знаменитая музыка к "Спящей красавице" исполняется на симфонических концертах многими известными дирижерами и оркестрами. За время, прошедшее со дня первой триумфальной постановки балет претерпел множество хореографических редакций. Но неизменным осталось роскошное, расточительно-барочное великолепие танца, филигранная отточенность каждого движения, поразительная техническая виртуозность, все то, что сделало этот спектакль одним из самых репертуарных и одним из самых востребованных и замечательных представлений для всей семьи.
Этот балет живет уже 120 лет и по-прежнему приковывает к себе внимание балетоманов и зрителей всех возрастов и сословий. В чем же секрет его долголетия и очарования? В изумительной музыке? В бесконечном разнообразии хореографии? В убежденности, что добро непременно победит зло, а герои обретут счастье и любовь? Каждый зритель сам ищет и находит ответ на этот вопрос.
Израильский балет. «Спящая красавица». Ханука 2016-го с 23 декабря по 31 декабря в различных городах стран. Продолжительность спектакля – 1 час 45 минут.
Фотография ©Эмануэль Огдан предоставлена Израильским балетом