Прозу читать легко. Поэзию – сложнее. Высокую поэзию еще сложнее – она требует времени и терпения. Но когда в ней разберешься, то наслаждение от впечатлений куда больше, чем то, что приходит после прочтения наспех написанной, пусть и легкой прозы. Последний фильм Джима Джармуша, чье имя стало символом независимого американского кино - «Патерсон» - это поэтическая (в прямом смысле слова, поэзия, выраженная в такой медия, как кино) лента. Еще точнее – это высокая поэзия о смысле творчества и таланта, фильм о людях и о творчестве, о настоящей жизни Патерсона в Патерсоне, прикрытой рутиной, уморительной собакой Марвином, черно-белыми капкейками, целеустремленной красавицей-женой – сколь любимой, столь и далекой, и гитарой «Арлекин».
Главный герой – стихи, главное действующее лицо - Патерсон, место действия Патерсон в Нью-Джерси. Город, откуда родом Лу Костелло из дуэта «Эбботт и Костелло», город, где провел детство поэт-битник Аллен Гинзберг и о котором написал поэму крупнейший американский поэт первой половины XX века Уильям Карлос Уильямс, столь многократно цитируемый Джармушем. И даже японский поэт - призрак самурая – появляется перед Патерсоном в Патерсоне в нужный момент, в развязке этого фильма – прозрачного и парящего над повседневностью, в конце недели, сплетенной из стихов и описываемой день за днем.
В сентябре в Израиле пройдут эксклюзивные показы этого фильма с титрами на русском языке, когда поклонники Джима Джармуша - культового американского кинорежиссера – смогут увидеть на большом экране его новую работу, фильм «Патерсон». Маршрут главного героя, водителя автобуса по фамилии Патерсон из города Патерсона, остается неизменным: из дома на работу и обратно. Но Джармуш не был бы тем, кого мы любим и кем восхищаемся, если бы не переворачивал вещи с ног на голову и не раскрывал таким парадоксальным образом их суть и глубинный смысл.
Патерсон, скромный и неприметный юноша – на самом деле поэт, хотя об этом пока не знает никто, кроме жены Лоры и собаки Марвина, прелестного, но упрямого французского бульдога. Любопытно, что стилистика этого фильма, по словам самого Джармуша, отчетливо навеяна стихами Уильяма Карлоса Уильямса, одного из крупнейших американских поэтов первой половины XX века, автора эпической пятитомной поэмы «Патерсон», о котором нашему герою регулярно напоминают тем или иным образом другие персонажи картины.
Главную роль в картине играет Адам Драйвер, один из персонажей комедийного сериала «Девчонки», который в 2013 и 2014 годах был номинирован за эту работу на премию «Эмми». Приз Венецианского кинофестиваля Драйвер получил за роль в драме «Голодные сердца», но стал известен широкой публике благодаря седьмому эпизоду саги «Звездные войны».
Мир скромного водителя автобуса складывается из мелких, ничем не примечательных бытовых вещей, который тот записывает в специальную тетрадь, и потом складывает, как осколки разноцветных стекол, в прелестную, тонкую и философскую стихотворную мозаику. Этот процесс, который ему даже в голову не приходит называть творчеством, придает тем не менее смысл и порядок его тихой, провинциальной и отчаянно скучной на взгляд многих жизни – дом, автобус, кружка пива в баре и снова дом.
Но в доме, совсем не похожем на дворец, живет настоящая принцесса – восточная красавица Лора. Эту роль исполняет иранская актриса Гольшифте Фарахани, звезда фильмаРиддли Скотта «Совокупность лжи», где она играла вместе с Ди Каприо – ради нее знаменитыйрежиссер нашел способ обойти запрет на работу с иранцами, введенный после Исламской революции. Домохозяйка Лора еще в большей степени творец, чем ее муж – она не скучает ни одной минуты: раскрашивает собственную одежду, двери и стены безумными черно-белыми узорами; хочет стать звездой кантри и покупает гитару, на которой не умеет играть; печет невообразимое количество капкейков и зарабатывает на местной ярмарке целых 286 долларов. Но самое главное – она не сомневается в гениальности своего любимого!
В семье Фарахани, которая живет в Иране, творят все: мать – художница, отец – драматург, сценарист и режиссер, обе дочери выбрали актерскую карьеру, а их брат – музыкант. Гольшифте тоже хотела связать жизнь с музыкой: она собиралась стать пианисткой и училась в тегеранской консерватории. Случайная роль, которую будущая актриса получила в 14 лет, стала судьбоносной: сыграв девочку, которая хочет переехать в Париж, она предсказала свою судьбу.
Сегодня Гольшифте Фарахани живет во Франции, ставшей ей вторым домом. Из-за ролей в Голливуде и нескольких съемок «ню» в Иран ей въезд закрыт, а часть фильмов с ее участием запрещена цензурой. Фильм «История Элли» режиссера Асгара Фархади – ее последняя роль на родине – получила «Серебряного медведя» на Берлинале-2009. Но по возвращении со съемок Фарахани восемь месяцев допрашивали, забрав документы, а чиновники иранского министерства культуры запретили ей работать после того, как она появилась без платка на премьере. Формально Фархани может вернуться на родину, однако вряд ли ее после этого выпустят из страны.
Но вернемся к фильму, в котором постоянно происходят маленькие чудеса – критики называют их «аллюзиями» и «камео». Герои "Патерсона" живут в альтернативной реальности, как и персонажи других фильмовДжармуша: странные люди на пустынных улицах, где каждый встречный подросток может поддержать разговор о поэзии или анархизме в Италии, буквально из воздуха материализуется мистический японец – поклонник Уильямса, а близнецы, которые в первом эпизоде снятся Лори, регулярно возникают везде и повсюду.
Но вся эта милая и привычная жизнь внезапно теряет смысл после того, как бульдог Марин сжевывает тайную тетрадь, куда Патерсон записывал свои стихи. И тут мы понимает, что водитель автобуса – собирательный образ художника, альтер-эго самого Джармуша, одного из самых признанных режиссеров современности, который уже почти сорок лет каждое утро встает и идет делать фильмы, и жизнь свою вряд ли без этого представляет.
Джим Джармуш родился в 1953 году в городе Акрон в штате Огайо, ; обучался журналистике в Чикагском Северо-Западном университете, а затем продолжил учебу в Париже, где влюбился во французское кино, и эта любовь привела его в киношколу Нью-Йоркского университета. Свой первый кинематографический опыт Джармуш приобретает на съемках фильма Николаса Рэя и Вима Вендерса «Молния над водой» . Параллельно он начинает работу над своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца». Эта картина, снятая за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую пленку, выходит в свет в 1980 году и получает высокие оценки критиков. Второй фильм Джармуша «Более странно, чем в раю», появляется в 1984 году и признается критиками одной из важнейших и, возможно, лучших лент американского независимого кино. В схожей манере Джармуш снимает фильмы «Вне закона» (1986) и «Загадочный поезд» (1989), которые составили своеобразную трилогию – свежий взгляд на Америку глазами иностранца.
Джармуш известен любовью составлять картины из нескольких историй. Так, фильм 1991 года «Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, объединенных общей темой – город, ночь, такси. Пять городов мира, пять случайных встреч и непередаваемое сочетание юмора и грусти, знакомое всем поклонникам Джармуша. В 2003 году он заканчивает съемки полнометражной ленты «Кофе и сигареты», содержащей 11 новелл, в которых н актеры и музыканты курят, пьют кофе и ведут забавные беседы. Фильм Джармуша «Сломанные цветы» (2005) – шаг в сторону мейнстрима. Вместо привычных маргиналов главным героем картины становится преуспевающий компьютерщик в исполнении Билла Мюррея, отправляющийся в путешествие по следам своих былых любовных приключений. За эту ленту Джармуш получает Гран-при Каннского кинофестиваля. А его культовые ленты «Пес призрак: Путь самурая» и «Мертвец» - это еще и бесконечные диалоги о смысле существования перешедние и в «Патерсон».
Фильм «Патерсон» зрители смогут увидеть:
17 сентября в 19:00 в Иерусалимском кинотеатре «Лев Смадар»
18 сентября в 19:00 в Тель-Авивском кинотеатре «Лев»
19 сентября в 18:00 в Хайфской «Синематеке».
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами
Показу предшествует лекция под названием «Джим Дармуш. Кино как поэзия», которую прочтет Антон Долин – известный российский кинокритик и журналист, ведущий радиостанции «Вести FM», главный редактор журнала «Искусство кино».
Фотография предоставлена сетью кинотеатров «Лев»