Любопытство куда только не заведет.... Вот, например, нежданно, негаданно и очень неожиданно – в студию, где молодая израильская актриса Аня Букштейн снималась для рекламы чая Wissotzky. Так что повод поговорить нашелся – нам надо было выпить: мне кофе, а Ане – зеленый чай. Потому что Аня ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пьет только зеленый чай. Так что чай стал одной из тем нашей спонтанной беседы.
- Аня! В вашей карьеры было все – кино, театр, музыка, сериалы… Сегодня вы снимались для рекламы чая Wissotzky. А если бы сегодня снимали не рекламный ролик, а сериал «Чай Высоцкого», каков был бы, по-вашему мнению, его сценарий?
- О! Ну и вопрос! Я же не сценаристка, а актриса... Честно говоря, когда я снимаюсь в кино или в сериалах, то вчитываюсь в сценарий, читаю всё, что можно, но иногда предпочитаю не вгрызаться в материал, а отдаться больше на волю эмоций и чувств. Что же касается темы чая, то я в этом году стала лицом фирмы «Wissotzky», ее «презентором» - чаев зеленых и «ледяных», летних «Wissotzky Ice», но вот еще не все успела прочитать и выучить о Вульфе Высоцком и его праправнуке Шимоне Зайдлере, который основал фирму в Израиле. Но прочитаю! Я ведь «русская» и пью много чая – тут клише правильное! Хотя вообще все ведь пьют чай – вне зависимости от возраста и происхождения.
- Так вас выбрали быть лицом фирмы из-за русских корней и любви к чаю или это случайное совпадение?
- Абсолютно случайное! Но то, что я приехала в Израиль с родины Высоцких, чай люблю и говорю по-русски – это только помогает! Я первый год презентор, то есть лицо фирмы Wissotzky. Обычно я не соглашаюсь на участие в рекламных кампаниях, но здесь вдруг согласилась и не зря. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится.
- Дело давно было... Вы из алии 1990-х (а Шимон Зайдлер приехал еще в 1930-е годы). Но речь не о нем. А я вот тоже очень-очень давно, лет 20 назад, побывала в гостях у ваших родителей – в квартире на улице Бен-Йегуда в Тель-Авиве и запомнила большой яркий заварочный чайник на кухне. Традиция пить чай и угощать им гостей приехала из Москвы – что вы помните о чаепитиях вашего детства? О московских чайных церемониях? Привычки – наша вторая натура, или скорее первая. Какой чай привыкли заваривать в вашей семье - черный, зеленый, рассыпной, в пакетиках, крепкий? Столько всего в каждом доме связано с чаем. А что с этим напитком связано в вашем доме?
- Помню, что папа всегда любил кофе, а мама – чай. Все пили чай, как воду. Ведь больше ничего не было. И мне кажется, что чай просто вошел к нам в кровь - буквально. Чехов сказал, что надо пить чай, вот мы его и пили! Я все точно помню, как делали во времена моего детства, как накрывали на стол, какую ставили к чаю закуску... Хлеб, масло, варенье, вишню. Моя бабушка варила изумительное варенье из вишни. И пирожки! Ох, какие она делала пирожки с капустой! Я приехала в Израиль, когда мне было около 8 лет, но точно помню наш «чайный» дом.
- Моя бабушка тоже пекла пирожки с капустой и никто никогда не смог их повторить!
- Мне мама иногда делает пирожки с капустой, на день рождения...
- Вы так выразительно описали вашу московскую семейную чайную церемонию, а что вам довелось увидеть в путешествиях – в Японии, в Южной Америки, в Англии? Коли у нас сегодня такая тема беседы, чайная: я имею в виду какие вы видели чайные церемонии в других странах?
- Признаюсь, что не сильно обращала раньше на это внимание. Я, действительно, немало путешествую. Мы были в Таиланде, во Вьетнаме, в Китае, во многих странах, и я обратила внимание на то, что во всем мире популярен новый тренд – и этот тренд мне очень по душе: переход на зеленый чай. Так что моя личная чайная церемония - привозить домой из путешествий зеленый чай. Зеленый чай – это целый мир, а новые миры столь интересно открывать. Хотя признаюсь, мой муж пьет черный кофе. А я зеленый чай – каждое утро чай другого вкуса, так интереснее. А вот что касается церемоний – сейчас у меня просто нет на них времени...
- Открытие миров требует массу времени. На что у вас время есть, и на что нет?
- Всегда есть время на мою семью. На друзей, на искусство, на музыку. На продвижение в карьере. А на ненужную суету, на излишние эмоции, на то, что я считаю вторичным на данный момент – на то времени нет.
- Аня, вы очень точно подметили, что многие московские чайные привычки пришли из пьес Чехова. Чай в театре – это ведь обязательный аксессуар, это и коньяк на сцене, и виски, и сам чай – особенно в спектаклях по тому же Чехову… В каких «чайных» сценах вы играли?
- Пожалуй, чая в моих ролях еще не было... Но в любых сценах – и в театре, и в кино, я всегда прошу заменить алкоголь, да и любой другой напиток, чаем.
- Нельзя не спросить, а что предпочитает пить Кинвара, красная верховная жрица Р'Глора, Владыки Света из Волантиса в «Игре престолов», где вы снимались в прошлом сезоне? Кровь?
- Там я на всякий случай ничего не пила вообще! Но если серьезно, то мое участие в «Игре престолов» само по себе замечательно и надеюсь, что станет важной вехой в моей карьере. Я снималась в этом сериале в прошлом сезоне – в Белфасте в Ирландии. Это прекрасное, очень красивое место. Но сниматься за границей – тяжелый труд для актера, сизифов труд в какой-то мере. Могут случиться разочарования, но многое куда легче и проще: логистика, организация, всё то, что определяется финансовыми возможностями. В Ирландии работа на съемках была построена совершенно иначе, чем в Израиле. У нас в стране множество талантов, но часто, из-за недостатка финансирования, многие вещи даются гораздо тяжелее.
- А вы сами смотрите все сезоны «Игры престолов»?
- Я фанатичная и преданная поклонница этого сериала. Смотрю всё! Вскоре начнется трансляция нового сезона, так что уже предвкушаю.
- Роль жрицы Кинвары - не единственная ваша роль за последнее время в зарубежных сериалах. Расскажите о вашем участии в сериале «Гений» о жизни Эйнштейна на американском канале National Geographic – сериале, где роль Эйнштейна исполнил сам Джеффри Раш.
- Это был супер-интересно. Я играла роль Маргариты Коненковой в проекте «Гений», втором моем международном проекте после «Игры престолов». Сам образ Маргариты Коненковой очень неоднозначен. О ней говорят многое: она была блестящей личностью, женой Сергея Конёнкова, всемирно известного скульптора начала 20 века, любовницей гения, то есть Альберта Эйнштейна. Кроме того, глава советской разведки тех времен Павел Судоплатов называл Маргариту Коненкову одним из самых эффективных агентов советских спецслужб. Говорят, что в юности у нее были романы с Шаляпиным, Рахманиновым, Блоком...
- История романа Эйнштейна и Коненковой сама по себе роман, детектив. Гений науки и русская шпионка в Америке – чем не сюжет для крутого политического триллера? И история эта все еще не раскрыта до конца, все еще частично засекречена, хоть письма Эйнштейна к Коненковой были проданы на аукционе Sotheby’s уже довольно давно, в 1998 году. Сериал «Гений» проливает дополнительный свет на их отношения?
- Сериал как раз в недавно вышел в эфир - так что посмотрите и узнаете! Эпизоды с моим участием снимались зимой в Праге, я играла, как вы знаете, вместе с самим Джеффри Рашем. Совсем другое амплуа после «Игры престолов». Да и сам сериал выстроен иначе. Каждый сезон «Гения» будет посвящен одной из замечательных личностей всемирной истории. Начали как раз с Эйнштейна...
- А как вы готовитесь к подобным «историческим» ролям? Читаете все что можно?
- Конечно, я много читаю, особенно мемуарную литературу. Но не пытаюсь выучить наизусть энциклопедические статьи. Я верю в то, что должна «прожить» образ, а не только досконально изучить все факты. И в этом «проживании» мне необходимо выразить себя. Для этого я пытаюсь разобраться в том, что было важно этой женщине – я имею в виду Маргариту Коненкову; откуда она пришла и куда стремилась. Я не пытаюсь подражать, а стараюсь быть свободной и относиться к образам, к персонажам свободно - не критикуя, не копируя, а просто проживая их...
- Такая жизнь, то есть постоянное вхождение в чужие жизни, требует массу энергии. Как вам удается быть все время сдержанной и уравновешенной с вашим безумным распорядком дня, как удается сохранять душевное спокойствие? По сложившимся представлениям, актеры (и журналисты) постоянно себя подстегивают кофеином и никотином для бодрости. Во много это стигма, во многом – правда. Где вы черпаете силы? Что придает вам бодрость?
- Я люблю спать! Сон – это главное. Я не курю, не пью кофе никогда. Моя подзарядка – это сцена, мое творчество. Именно творчество и придает мне силы. А иногда я устаю, но это тоже в порядке вещей. А что касается спокойствия, то я просто обязана быть спокойной. Иначе не преодолеть случающиеся кризисы, бесконечные телефонные звонки, разочарования, волнения, случайную панику. У меня прекрасный муж, изумительные родители, верные подруги. Я стараюсь окружить себя здравомыслящими людьми. Семья и друзья дают моей жизни немало смысла, не меньше, чем работа. Дом – это мой тыл, спина, основа, и это придает мне душевные силы. В актерской профессии необходимо найти правильный баланс и тогда она останется нашей профессией на многие годы!
- Вы упомянули музыку в ряду приоритетов. На нее время есть. У вас вскоре выходит второй альбом. Первый альбом вышел четыре года назад – в 2013-м, 10 июня - через несколько дней после вашего дня рождения и, может потому, так и назывался – «Аня Букштейн». Я правильно помню, что все 8 песен с того первого вы полностью написали сами – и музыку и стихи? За прошедшее с тех пор время вышли несколько синглов и клип, которые войдут в новый альбом, релиз которого состоится.... Впрочем, дальше рассказывайте вы сами....
- Второй альбом... Пока непросто рассказать о чем-то незаконченном.... Вышло 5 синглов, последний стал шлягером. Я сотрудничаю с Офером Нисимом – ди-джеем с международным именем. И надеюсь, что мой второй альбом выйдет в августе-сентябре этого года. Это тяжелая работа, но я всегда делаю сразу несколько вещей, не облегчаю себе жизнь. Не смешиваю все области занятий, они идут параллельно, но, в конце концов, все соединяется в моем творчестве. Театр, кино, танцы, мюзиклы, музыка, песни, стихи – я ведь «человек пишущий» еще с 8 лет, сериалы – я делаю все одновременно и потому не всегда могу точно определить временные рамки. Мой первый альбом автобиографичен, в нем есть песни, посвященные бабушке и дедушке. Но на втором альбоме я ухожу в мир поп-музыки. Иногда у меня не хватает времени полностью погрузиться в ту или иную тему, но мне интересно делать все одновременно. Я не разбрасываюсь, а, наоборот, соединяю все темы, все области. Не друг с другом, а со своим творчеством. Именно такой образ жизни и творчества мне интересен. Это придает динамику, движение. Я не могу стоять на одном месте, должна постоянно идти к своей цели. К новым идеям, которые и появляются благодаря такой жизни, движению.
- Нельзя не задать банальный, но столь насущный вопрос - чем вы заняты сегодня и каковы планы на будущее - профессиональное и семейное?
- Я надеюсь, что как придет время, наша семья вырастет. А профессиональным и творческим планам нет границ. Я хочу попробовать всё: сниматься за границей, развиваться как музыкант, писать, может попробую себя в продюсерской деятельности. Я пробую всё – не жду, когда ко мне что-то придет само.
- Возраст приносит опыт, помогающий увидеть вещи в правильной перспективе, в правильных пропорциях. Может, напишите сценарий?
- Вот закончу с альбомом, и может да - напишу сценарий. Главное – найти хороший рассказ, но что может быть интереснее рассказа о собственной жизни?!
- Спасибо! И хороших вам чаепитий, ролей и всего того, что обязательно придет!
Михаль Сонкина