Израильская Опера расширяет границы оперного искусства, как синтеза различных медий и представляет первое в своем роде художественное воплощение этой инициативы – выставку OPERART.
Впервые в истории оперного жанра в Израиле состоится встреча между оперным искусством и современной художественной фотографией – работами ведущих израильских художников и фотографов, представляющих свое личное видение и визуальную трактовку семи опер, которые включены в репертуар нынешнего сезона Израильской оперы. Гала-открытие выставки OPERART состоится в четверг, 2 ноября 2017 года в галерее современного искусства «Нога». После презентации представленные работы будут показаны в фойе Оперного театра в Тель-Авиве. Куратор экспозиции - Нехами Готлиб.
Израильская Опера расширяет границы оперного искусства и представляет особенное, первое в своем роде художественное воплощение этой инициативы - OPERART. В преддверии открытия нового оперного сезона пройдет презентация выставки семи израильских мастеров художественной фотографии, дающих в своих работах личную, индивидуальную интерпретацию семи опер, которые будут исполнены Израильской Оперой в нынешнем сезоне.
Выставка откроется в четверг, 2 ноября в 20:00 в галерее современного искусства «Нога» в Тель-Авиве и продлится в этой галерее до 12 ноября, после чего будет представлена в фойе Оперного театра имени Шломо Лахата на протяжении всего сезона.
Идея, лежащая в основе этого события, направлена на поиск еще одного слоя интерпретации оперного искусства, на этот раз, с точки зрения художников-фотографов и, тем самым, на создание еще одного уровня наблюдения за жанром, без какой-либо связи с видением режиссера и дирижера.
Фотографы, участвующие в проекте - Давид Адика, Ури Гершт, Гилад Офир, Павел Вольберг, Наоми Лашем, Ади Бренда и Михаль Хелбин - были выбраны на конкурсной основе куратором выставки Нехами Готлибом в сотрудничестве с Израильской оперой.
После того, как каждый из художников выбрал одну из семи опер, близкую ему по духу, запланированные для постановки и исполнения в предстоящем сезоне в Израильской опере, начался уникальный творческий процесс для каждого из них - наполнение исходным материалом: изучение текста и музыки выбранной оперы и встречи с исполнителями и режиссерами оперы.
Художник Ади Бренда выбрал темой своей работы оперу «Богема» Джакомо Пуччини (ноябрь - декабрь 2017 года). Бренда проводит параллели между образом Мими – героиней оперы - и мифической фигурой великой Марии Каллас, закончивший свою жизнь в одиночестве в Париже.
Художник Ури Гершт ссылается в своей видео-работе на оперу «Сон в летнюю ночь» британского композитора 20-го века Бенджамина Бриттена по пьесе Уильяма Шекспира (январь 2018 года). Основой для сюжета видео-арта Гершта стали события, происходящие в волшебном краю короля Оберона и напиток, который Оберон преподносит королеве фей Титании. Одна маленькая капля волшебного нектара вызывает изменения в памяти, восприятии и зрении. Порядок и история превращают видимую стройную реальность в хаотический мир цепных реакций. А сам видео-ролик становится медитативным исследованием мгновений, объединяющих прошлое и настоящее.
Гилад Офир выбрал оперу Моцарта «Дон Джованни» (февраль 2018 года). Его Дон Джованни – человек страстей и либидо, постоянно доказывающей свою мужественность в непрекращающейся погоне за женщинами. Чувств нет – есть только ощущение погони и страх смерти.
Давид Адика обратился к опере «Дон Карлос» Верди (март 2018 года). Точнее – к первому акту оперы, проходящему в лесу Фонтебло в Париже.
Элизабет, дочь короля Франции, прибывает в Фонтебло, утверждая, что ее брак с наследником испанского трона, закончится войной. В этот момент Карлос покидает свое укрытие в лесу, увидев Элизабет, и влюбляется в нее. Но на руку Элизабет претендует отец Карлоса – Филипп.
Работа Давида Адики – это двойной портрет палестинского араба. На его левом плече вытатуирован портрет Умм Культум, на правом плече - портрет Файруза, двух символов арабской музыки. Классическая европейская опера превращается в символическое представление об арабской музыке.
Фотограф Павел Вольберг выбрал для творческого осмысления «Сказку о Царе Салтане» Римского-Корсакова по одноименной сказке Пушкина (май 2018 года).
Вольберг, родившийся в бывшем Советском Союзе, – фотограф-документалист, фотограф-путешественник, фиксирующий повседневную реальность и политическую ситуацию. Вольберг ищет для своих фотографий приметы истории, исторические памятники, культурные символы. Его работы становятся знаковыми, насыщенными эмоциями фотографиями, отражающими локальные конфликты. Фотографию для «Сказки о Царе Салтане» Павел Вольберг сделал в городе Марьинка Донецкой области Украины, где он увидел фигуру лебедя, увенчанную короной – дело рук скульптора-любителя. Фигура лебедя из поэмы Пушкина напомнила Вольбергу оперные постановки из его детства. Сама же фигура сделана из автомобильных шин и установлена перед взорванным и покинутым домом.
Наоми Лешем претворяет в своей работе барочную оперу «Дидо и Эней» английского композитора Генри Перселла (июнь 2018 года) по поэме Вергилия «Энеида».
Эней – сын Венеры и человека - один из героев, защищавших Трою. После падения Трои он скрылся в Карфагене, где повстречал легендарную основательницу Карфагена Дидону. Отношения Дидоны и Энея и стали основой для концептуальной работы Наоми Лешем.
Известнейшая израильская фотограф Михаль Хелбин обращается к «Кармен» Жоржа Бизе (июль 2018 года).
Кармен - персонаж, постоянно бросающий вызов жизни и смерти. Кармен не может жить в рамках норм, не ею установленных и предпочитает умереть свободной, но не подчиняться больше не любимому человеку. Хелбин решил сфотографировать суданского беженца с Центрального автовокзала в Тель-Авивеа, одетого в элегантный костюм Тореадора, когда становится столь очевиден контраст между элегантностью одежды и уязвимостью и страхом, как очевидны и символичны противоречия в характере Кармен.
Выставка OPERART
Галерея «Нога». 2-12 ноября 2017 года Тель-Авив. Ул. Эхад ха-Ам, 60.
Часы работы: понедельник – четверг с 11:00 до 18:00, пятница и суббота с 11:00 до 14:00
Фойе Тель-Авивской Оперы имени Шломо Лахата – начиная с 20 ноября 2017 года
Текст и фотография предоставлены пресс-отделом Израильской Оперы