Далеко не каждый режиссер способен изменить собственное произведение, уже признанное эталонным и завоевавшее безусловный успех у зрителей и критиков. Но Роман Виктюк из тех, кто на это способен – он как будто всегда в движении, в поиске - и не боится вносить коррективы в уже сложившиеся постановки. К примеру, его культовые «Служанки» - спектакль, который прославил режиссера и до сих пор восторженно принимается зрителями по всему миру - имеет множество версий, и, что характерно, каждая из этих версий удачна. Вот и в Израиль в самом начале января 2018 года Роман Виктюк привозит радикально новое прочтение спектакля, который уже однажды получил заслуженное признание - «Федру» по мотивам поэмы Марины Цветаевой.
В первый раз Виктюк обратился к поэме в конце восьмидесятых, поставив в Театре на Таганке спектакль с потрясающей Аллой Демидовой в главной роли. Кстати сказать, сама Цветаева не считала свою поэму созданной для сцены. В середине 1920-х она задумала драматургическую трилогию по мотивам античных мифов о Тезее. Свои «античные» пьесы она не предназначала для постановки на сцене, считая их чисто литературным опытом. Однако режиссер взял на себя смелость пойти наперекор автору. В спектакле 1988 года Виктюк «срифмовал» судьбу Цветаевой и ее Федры: Демидова сыграла одновременно и автора, и героиню. Федра получилась воплощением женского гения с его страстью и яростью. В этом же спектакле театральная Москва отметила и полюбила молодых актеров Алексея Серебрякова и Дмитрия Певцова, воплотивших светлые и темные стороны героини. Постановка 1988 года имела ошеломляющий успех.
И вот почти 30 лет спустя режиссер совершенно по-новому поставил произведение, не созданное для сцены, с подзаголовком «Мистерия духа». «Я занимаюсь только вечностью. Горизонтальное меня не интересует» - говорит о своем спектакле Виктюк. Такая высокая планка – трудная задача для сцены, но театр Романа Виктюка имеет все возможности для воплощения самых невероятных замыслов.
Античный сюжет о мести богов, пославших Федре, жене Тезея, безумную любовь к пасынку, которая обрекла ее гибель, во все времена волновал творцов. Цветаева написала свою поэму в страшные времена слома эпох и масштабных катастроф начала двадцатого века, а потому идея рока, довлеющего над людьми, была ей особенно близка. Персонажи ее поэмы не властны над своею судьбой: жизнь и смерть, любовь и безумие–все это лишь игра дляжестоких богов.
В трактовке Виктюка ощущение бессилия перед судьбой достигает апогея за счет пластических приемов, с помощью которых режиссер подменяет живых людей – масками, превращая актеров в своего рода сосуды, наполненные эмоциями и чувствами в чистом, кристаллизованном виде. Его новая постановка – это вызов, попытка убрать из этой женской истории абсолютно все женское. Все роли в спектакле исполняют мужчины, а Федра, которую играет Дмитрий Бозин – маска, свободная от личной истории, форма, которую заполняет демон страсти.
«Мы прочитали «Федру» Цветаевой в духе игрового мифологического студийного театра. На сцене афинская молодежная тусовка. Полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика задуманы как фон и исток трагических событий..» - рассказывает режиссер. Спектакль Виктюка невероятно красив и строг.
Декорации практически отсутствуют, все решено в монохромной гамме. Белые юбки, великолепные обнаженные торсы, эффектные скульптурные позы. Виктюк выстраивает спектакль как череду картин, напоминающих фрески. Эта стилизованная строгость очень подходит сложному стихотворному строю пьесы. Как и в античном древнегреческом театре, на сцене постоянно присутствует хор, аккомпанируя стихам и отчасти выступая в роли декорации. Синтез слова, ритма, жеста, музыки и хореографии создает эффект отстранения от истории главной героини, актеры играют скорее стихию, которая правит человеческой жизнью, и готова беспощадно растоптать кого угодно. Слова произносятся с невероятной четкостью сопровождаясь отточенными жестами, иэто создает ощущение, что самистихи играют с актерами, как с музыкальным инструментом.
Опираясь на текст цветаевской поэмы, Виктюк также использовал в спектакле стихотворения из цикла, написанного Цветаевой в период работы над драмой, а также отрывки из писемее последнего, мучительного периода жизни. Единственный в своем роде, сложный цветаевский ритм, актерская пластика, музыка – из этих стилистически точных компонентов складывается необычный спектакль Виктюка, который в начале января 2018 года смогут увидеть театралы Израиля.
Роль Федры, или ее маски, исполняет Дмитрий Бозин, которого хорошо знает театральная Москва и весь русскоязычный мир поклонников театра. Ипполит – Игорь Неведров, Судьба – Иван Иванович, роль Тезея исполняет Александр Дзюба. Всего в спектале заняты 20 актеров.
Театр Романа Виктюка. «Федра»
Хайфа, 5 января 2018 года, пятница, зал «Аудиториум», 20:00
Ашдод, 6 января 2018 года, суббота, Центр сценических искусств, 20:30
Тель-Авив, 7 января 2018 года, воскресенье, театр «Гешер» - зал «Нога», 20:00
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=cHO8mdlefoc
Заказ билетов на сайте продюсера – компании Cruise International:
Сайт театр Романа Виктюка - http://teatrviktuka.ru/
Фотография (© Иван Никульча, Елена Кондратьева и Мария Тер) предоставлена пресс-службой театра и компанией Cruise International