С 40-х по 60-е годы прошлого столетия изобретательные советские меломаны подпольно копировали на списанные из больниц рентгеновские снимки музыку, не входившую в дозволенный цензурой репертуар. На самодельные пластинки записывали западный джаз, а затем и рок-н-ролл, русскую эмигрантскую музыку, блатные и цыганские песни. Подпольное производство было сопряжено с большими рисками. На новой выставке представлены аудиозаписи, сделанные на рентгеновских снимках, артефакты, сатирические зарисовки и интервью с участниками подполья. Запланирован показ современных кинолент, посвященных теме цензуры и свободы самовыражения в музыке не только в СССР, но и в Мали, Камбоджи, Иране и на Ближнем Востоке.
Как объяснить нашим современникам, живущим в свободном обществе, значение понятия «запрещенная музыка»? В современном мире искусство ассоциируется с принципом свободы творчества и свободы личности, музыка стала средством выражения политического протеста и сопротивления существующему социальному строю. Однако в Советском Союзе 1930-х годов лютовала жесткая цензура – артисты и художники были вынуждены следовать диктату тоталитарной идеологии и ни в коем случае не демонстрировать «буржуазную мораль», «косясь» в сторону Запада. Отказывавшихся следовать четким инструкциям музыкантов жестоко преследовали. Некоторые из них были вынуждены выступать на улицах, других и вовсе сослали в лагеря и тюрьмы, единицы продолжали подпольную деятельность, исполняя свои песни под гитару на кухнях для узкого круга друзей. Посредством самиздата копировались книги, записывались запрещенные пластинки, а позже – и кассеты.
В рамках выставки «Запрещенная музыка: Советские пластинки на рентгеновских снимках, 1940-1960 гг.» представлено исследование британских музыковедов Стивена Коутса и Пола Хартфилда, заинтересовавшихся историей советского «рентгениздата» (X-Ray Audio) или, как ее еще называют, «музыки на костях». В течение двух десятилетий энтузиасты-создатели музыки на костях копировали запрещенные пластинки на утилизированные рентгеновские снимки, рискуя всем, включая свою свободу. В середине 1960-х появление катушечных магнитофонов положило конец этому удивительному феномену. В наследство будущим поколениям осталась коллекция причудливых артефактов. На нынешней экспозиции продукты советской субкультуры повествуют о музыкальных тенденциях, возникших на фоне Холодной войны, об истории возникновения технологии записи на утилизированных материалах, о цензуре и подпольной деятельности в условиях тоталитарного режима, демонстрируя динамичные отношения между диктатом и гражданским сопротивлением.
Посетители выставки смогут увидеть сохранившиеся с тех времен аудиозаписи; страницы из сатирического журнала «Крокодил»; отрывки музыкальных телепередач 50-х и 60-х годов, в которых высмеивали молодежную субкультуру стиляг; почитать интервью с членами музыкального подполья; услышать музыкальные записи, хранившиеся в советских архивах, и подпольные «аудио-письма», а также посетить копию комнаты производителей запрещенных пластинок. Помимо исторических материалов на выставке представлены документальные ленты последних лет, повествующие о борьбе за свободу, ведущуюся посредством музыки в разных странах мира. Киноленты демонстрируют многообразие скрытых взаимосвязей между музыкой, цензурой и жаждой свободы в СССР, Камбоджи, Мали, Иране и на Ближнем Востоке.
О кураторах: Stephen Coates, Paul Heartfield
Стивен Коутс (Stephen Coates) – композитор и музыкальный продюсер, выпускник Королевской академии художеств. В 2010-v году он представил на радио Resonance FM (Лондон) серию документальных программ «Звуки пропаганды и холодная война», посвященную использованию музыки в политических целях на Западе и в СССР. Во время гастролей в Санкт-Петербурге шесть лет назад Стивен открыл для себя «музыку на костях» и посвятил себя изучению этого феномена.
Пол Хартфилд (Paul Heartfield) – один из ведущих портретных фотографов в Лондоне. В течение прошедшего десятилетия он активно работал для музыкальной индустрии, снимая всемирно известные группы и отдельных исполнителей. В последние несколько лет он снимал большинство ведущих британских политиков, будучи постоянным портретным и архивным фотографом палаты общин и палаты лордов парламента Великобритании.
Фотография предоставлена Тель-Авивским музеем искусств