Первый оперный театр в Тель-Авиве появился в 1923 году, когда здесь поставили «Травиату» Верди.
30 с лишним лет назад тогдашний мэр Тель-Авива Шломо Лахат решил, что ему нужна Новая Опера.
В 1985 году на сцене Камерного театра при участии Израильского камерного оркестра была поставлена барочная опера Перселла «Дидона и Эней». Не хватало солистов, не было даже хора. Для постановки были необходимы 24 хориста, некоторые были приглашены из Англии и США.
Так началась история Новой Израильской Оперы.
И вот, спустя 33 года «Дидона и Эней» Генри Перселла возвращается в Тель-Авив.
С 1 по 11 июня 2018 года она будет представлена в Тель-Авивском оперном театре имени Шлома Лахата в новой постановке режиссеров, хореографов и дизайнеров Сесил Русса и Жюльена Любека из Бельгии (в марте 2016 года они ставили в Тель-Авиве «Золушку» Россини). В спектакле заняты солисты и хор Израильской Оперы, а также израильский оркестр барочной музыки «Barrocade», впервые участвующий в постановке Израильской Оперы.
Премьера же этой первой национальной английской оперы состоялась три с лишним века назад – в апреле 1689 года. Она прошла в Лондоне, в весьма необычном по нынешним меркам месте – в женской школе-пансионе Дж. Приста. Таким образом, великая опера, единственное произведение Перселла для музыкального театра без разговорных диалогов, родилась на школьном спектакле. Сегодня «Дидона и Эней» считается лучшим сочинением в английской музыкальной культуре конца XVII-XVIII столетий. Либретто оперы основано на пьесе английского поэта Наума Тейта «Брут из Альбы, или Очарованные любовники» (Brutus of Alba, or The Enchanted Lovers, 1678), написанной им по четвертой книге Вергилия «Энеида», в которой повествуется об истории троянца Энея.
Сейчас, когда эту оперу считают жемчужиной барочной музыки, трудно поверить, что она не была известна широкой публике вплоть до начала ХХ века. Своим современникам ее автор был больше известен по небольшим произведениям для домашнего музицирования, а также по музыке к театральным постановкам.
История создания этой оперы такова: в 1689 году модный лондонский хореограф и учитель танцев Джозайас Прист обратился к Перселлу с просьбой написать музыкальную пьесу для пансиона благородных девиц (young gentlewomen), которым он руководил.
Есть предположение, что, согласно традициям XVII века, автор сам дирижировал исполнением, сидя за клавесином. К тому времени у Перселла уже был опыт работы для сцены, он сочинил музыку к семи театральным постановкам. Но именно «Дидона и Эней» вызвала перелом в художественных интересах композитора: за последующие шесть лет создал партитуры к сорока трем постановкам!
При жизни автора «Дидона и Эней» ни разу не исполнялась на профессиональной сцене. Ее первое публичное представление прошло в 1700 году в театре «Lincoln’s Inn Field» в необычном виде. Стремясь привлечь внимание публики, режиссер Беттертон, оказавшийся на грани разорения, использовал в своей постановке комедии Шекспира «Мера за меру» оперу Перселла, разъяв ее на вставные дивертисменты вперемешку с другими музыкальными отрывками. Четыре года спустя опера была вновь поставлена в том же театре как «бонус» к драматической пьесе, но уже как цельный спектакль. Так она прошла два раза. Потом наступил период забвения. «Дидона и Эней» вернулась на сцену лишь в 1895 году. Это исполнение было осуществлено силами студентов Королевской академии музыки к 200-летию со дня смерти композитора
При жизни Перселла партитура не была опубликована. Две ее сохранившиеся копии относятся к XVIII веку. Одна из них сейчас находится в библиотеке колледжа Св. Михаила в Тенберри, в графстве Уорчестшир.
Другая в 1920 году была приобретена японцем Токуганой и хранится в частном собрании в Японии. В 1841 году английское Общество старинной музыки издало вариант оперы, который оказался сокращенным и недостоверным. И лишь в 1889 году Перселловское Общество подготовило академически строгую и, по возможности, полную редакцию.
Сюжет оперы в общих чертах заимствован из «Энеиды» Вергилия. Эней, направляющийся из разрушенной Трои в Лациум, занесен штормом в Карфаген, где правит вдовствующая царица Дидона. Между героями вспыхивает страстная взаимная любовь. Во втором действии влюбленные со свитой отправляются на охоту. Прогулку неожиданно прерывает буря, и все, кроме Энея, спешат вернуться в город. Герою является злой дух, принявший облик Меркурия, вестника богов. Дух подослан злыми ведьмами, ненавидящими царицу. Он сообщает Энею, что по воле богов тот должен немедленно покинуть Дидону, чтобы исполнить предначертанное ему. В третьем действии безутешный Эней готовится к отплытию, но при виде страданий Дидоны колеблется и склонен остаться. Однако Дидона гордо отсылает его, предпочтя смерть.
В нынешней постановке задействованы только израильские солисты. Большинство из них начали свое карьеру в Оперной Студии в рамках программы для молодых исполнителей при Израильской Опере, а сейчас стали ее ведущими солистами.
«Barrocade» - израильский оркестр, созданный в 2007 году музыкантами, вернувшимися в Израиль после учебы в престижных музыкальных академиях и исполняющими, в основном, музыку эпох Ренессанса и барокко на аутентичных инструментах. У оркестра «Barrocade» нет ни дирижера, ни руководителя. Все решения — музыкальные, организационные, финансовые — принимаются советом из всех музыкантов оркестра.
Часть инструментов музыканты «Barrocade» изготовили сами, став специалистами по воссозданию виол да гамба и д’амур, виолоне, лютни, теорбы, барочной гитары, а также клавесинов. Кроме того, музыканты «Barrocade» играют на флейтах, скрипке, гобое, трубе.
Бельгийские режиссеры, хореографы и дизайнеры Сесил Росса и Джулиан Любек создали красочную постановку, акцентировав ее мифическую природу. По их версии история проходит на фоне моря, населенного фантастическими существами. Их сценография уникальна, а режиссура сочетает театр с искусством цирка, пантомимы и танца. Главное для них – удивить, и это им удается в каждом эпизоде эмоциональной, слегка меланхоличной и выразительной оперы, где сюжет «рисуется» звуком и демонстрируются чудеса театральной динамики.
«Прежде всего, наша работа состоит в том, - говорят Сесил Русса и Жюльен Любек, - чтобы придумать такой визуальный мир, который позволил бы нам сочетать драматическую историю с музыкой».
Сесил Русса и Жюльен Любек познакомились в 2000 году, занимаясь в международной парижской школе у мима Марселя Марсо. Позже они изучали драматургию, кукольный театр, танцы, искусство иллюзии. Начиная с 2004 года, они разработали свой театральный стиль, свое видение театра и поэтических мультижанровых шоу. В 2008 году эта пара основала Le Shlemil Theatre, хорошо известный в Европе своей оригинальностью и фантастическими интерпретациями. С тех пор они поставили в Бельгии и Франции десятки драматических спектаклей и опер, в том числе, «Волшебную флейту» Моцарта, «Дидону и Энея» Перселла и «Золушку» Россини.
Генри Перселл. «Дидона и Эней». Действие происходит в Карфагене после падения Трои. Премьера прошла в Лондоне в 1689 году.
Израильская Опера, Тель-Авивский Оперный театр имени Шломо Лахата. 1 – 11 июня 2018 года.
Действующие лица
Дидона, королева Карфагена (сопрано) – Анат Чарны/Таль Бергман
Эней, наследник троянских царей (тенор) - Одед Рейх/Яир Полищук
Белинда, (сопрано) - Даниэла Скорка/Таль Ганор
Вторая дама, служанка Дидоны (сопрано) – Шири Хершкович/Моран Абуллоф
Колдунья (тенор) - Гай Маннхайм
Первая ведьма (сопрано) – Тали Кецеф
Вторая ведьма (меццо-сопрано) –Ницан Алон/Майя Бакштански
Дух в виде Меркурия (контратенор) – Янив Д’Ор/Шакед Струль
Хоры придворных, ведьм, матросов (с танцами)
Дирижер и хормейстер – Эйтан Шмайсер
Постановщики, хореографы и дизайнеры – Сесил Русса и Жюльен Любек
Свет – Марк Гингольд
Текст подготовила Маша Хинич. Фото предоставлено пресс-службой Израильской Оперы
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting