Балетная труппа знаменитого французского театра Opéra-Théatre de Metz Métropole вновь приезжает в Израиль - как для участия в 31-м международном фестивале танца в Кармиэле, который пройдет с 24 по 26 июля, так и для показов своих одноактных балетов в других городах страны.
Opéra-Théatre de Metz Métropole был основан в ХVIII веке в городке Мец в Лотарингии и является одним из старейших в мире действующих оперных театров. На его сцене выступали многие звезды мировой величины: в начале двадцатого столетия здесь блистала Сара Бернар, а в 1960-х годах была осуществлена постановка «Пеллеас и Мелизанда», декорации к которой создал гениальный художник, писатель и режиссер Жан Кокто. Кроме того театр прославился постановками знаменитых русских балетов Фокина и Дягилева, а также операми русских композиторов.
Сама история появления оперного театра в Меце восходит еще к 1732 году, когда герцог Шарль Фуке решил обустроить в городе современную площадь и театр, что было вполне в духе Просвещения. Дух Просвещения в театре поддерживает и хореограф Лоуренс Больсигнер-Мэй, руководящая балетной труппой с сентября 2012 года, во многом взявшая на вооружение принципы танца Мориса Бежара – красоту, энергию, эффектность, и обновившая репертуар. На сегодня в состав труппы входят 14 профессиональных танцоров, семь мужчин и семь женщин.
В 2012 году израильская публика тепло принимала одноактные балеты труппы. Тогда театр привез три спектакля, которые считались жемчужинами Дягилевских сезонов в Париже: «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, «Шахерезада» Римского-Корсакова и «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси. На этот раз театр покажет в Израиле два одноактных балета – «Весна священная» и «Эксодус».
Премьера балета композитора Игоря Стравинского «Весна священная» состоялась в 1913 году в Париже. Она ознаменовалась громким скандалом – публика освистала произведение, которое было новаторским и сильно опередило свое время. В качестве хореографа тогда выступил Вацлав Нижинский - выдающийся танцовщик, но неопытный хореограф. Он испытывал трудности в работе над постановкой, придумывая танцевальное воплощение языческих обрядов. Однако именно хореография Нижинского по мнению критиков произвела подлинную революцию в балетном искусстве.
В основу замысла «Весны священной» лег сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал – молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам. Сюжета в балете практически нет. В результате появился новаторский и слишком оригинальный для того времени балет.
Но несмотря на полный провал на премьере, «Весна священная» оставалась одним из любимых балетов Дягилева. Он был уверен, что публика ещё оценит эту постановку, и говорил: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия». И Дягилев оказался прав. Балет пережил столетний юбилей и продолжает привлекать постановщиков из лучших театров мира. Театр Мец и хореограф Рауль Росса представит свое смелое видение этого балета - полное дерзости и страсти.
Второй одноактный балет, который покажет театр Мец, создан специально к 70-летию Израиля. В этом балете рассказывается известная история корабля «Эксодус», который нелегально перевозил еврейских беженцев в Палестину когда та была еще под английским мандатом. Когда корабль подошел к заветному берегу, он был захвачен английскими военными, которые депортировали беженцев обратно во Францию. Однако пассажиры корабля оказали сопротивление, а в порту Марселя отказались покидать корабль. История с пассажирами «Эксодуса» широко освещалась прессой и вызвала бурю протестов в самой Великобритании и во многих странах мира, и повлияла на решение передать вопрос о Палестине в компетенцию ООН.
Балет «Эксодус» поставил хореограф Дэйви Брун на музыку Энтони Роше и Георга-Фридриха Генделя. Сопереживая героям, зрители испытают всю гамму чувств: надежду на счастливое прибытие на Землю Израиля, гнев на несправедливость английских властей, страх за судьбу людей, оставшихся в живых после Холокоста. В Израиле, где тема еврейских беженцев по сей день не потеряла своего драматизма, балет «Эксодус» будет, конечно, встречен с интересом и, несомненно, вызовет сильные эмоции.
Балет «Мец-Метрополь» – Франция. Вечер одноактных балетов – «Эксодус», «Весна священная»
Хайфа, 27 июля, пятница, «Театрон ха-Цафон», 21:00
Ришон ле-Цион, 28 июля, суббота, «Гейхал Меир ле-тарбут», 20:30
Модиин, 30 июля, понедельник, «Гейхал ха-Тарбут «Модиин Маккабим Реут», 20:00
Петах-Тиква, 31 июля, вторник, «Гейхал ха-Трабут», 20:00
Тель-Авив-Яффо, 2 августа, четверг, зал «Бейт ха-Опера», 20:00
Линк на видео: https://youtu.be/ljTqf6aUPuA
Фотография (© Philippe Gisselbrecht, © Arnaud Hussenot) предоставлена организаторами гастролей – фирмой FGK Production.