Лена Леви: «Если тратить по миллиону шекелей в месяц на рекламу, то никаких денег не хватит! Главное умение мэра -правильно управлять бюджетом. Это профессия и ею нужно владеть».
Интервью с Леной Леви – известной в городе общественной активисткой и супругой Юваля Леви – кандидата в мэры.
- Главная проблема любого муниципалитета – бюджет. Его всегда не хватает на самое важное. Почти из каждого муниципалитета, и Кфар Саба тут не исключение, постоянно доносятся жалобы и стоны - нет денег, нет денег. Как бы плохо мэрия ни работала, у чиновников всегда железное алиби - не хватает денег. Если Юваль станет мэром, ведь и он может начать так говорить?
- Я думаю, что проблема почти всегда не в нехватке денег, а в распределении бюджетных средств. Очень часто бюджетные средства, намеренно или просто по халатности расходуются не во благо жителей города.
- Приведите, пожалуйста примеры того, как, по-вашему, мэрия Кфар-Сабы неразумно расходовала бюджет?
- Пожалуйста. Примерно три года назад муниципалитет Кфар Сабы призвал жителей города сортировать мусор. Казалось бы, очень положительное, современное решение. Около домов установили коричневые баки для органического мусора, провели разъяснительную работу среди населения, наняли компанию по утилизации мусора и запустили проект. Жители с энтузиазмом его поддержали, начали разделять мусор и тут обнаружилось, что содержимое и зелёных баков для обычного мусора и коричневых для органического, вываливают в одну и ту же мусорную машину. То есть, мы-то мусор сортировали, а мусороуборочная компания его снова перемешивала, сводя на нет всю работу сознательных граждан. Представьте себе разочарование людей. Проект стоил несколько миллионов шекелей и деньги на него были взяты из муниципального бюджета, то есть из наших налогов. А ведь есть очень простой выход. Нужно было просто разбить город на сектора, и вместо одной мусорной компании, принадлежащей семье Элияху, которая, оказавшись монополистом, заломила неимоверные цены, нанять несколько компаний, создав здоровую конкуренцию и сэкономив деньги. Что это было? Головотяпство или что-то ещё? В любом случае проект провалился, а деньги выброшены впустую.
- Ну хорошо, допустим с сортировкой мусора действительно получилось плохо, на одной экономии от уборки мусора не хватит на то, чтобы пополнить городскую казну.
- Хорошо, приведу вам еще один пример: это действительно совершенно нелепые, чтобы не сказать больше, траты. В настоящее время наша мэрия тратит на рекламу своих достижений и поздравительные открытки около 12 млн. шекелей в год. Вдумайтесь в эту цифру. Миллион шекелей в месяц на рекламу. Достаточно сказать, что при предыдущем составе муниципалитета на эти нужды уходило не более 1-2 млн. шекелей в год. Непонятно зачем постоянно перечислять свои достижения в прессе жителям города, которые и так в курсе всего что происходит, просто потому что они тут живут. А поздравительные открытки отправляются в мусор, часто даже не распечатанные.
Вся эта псевдодеятельность нужна только чиновникам - должен же быть чем-то заполнен рабочий день. А наших денег им не жалко. Я считаю такое положение вещей абсолютно недопустимым. И я прекрасно вижу куда можно направить эти деньги - на создание городского театра, джазового оркестра, который лучше любой рекламы прославит наш город своими концертами, на развитие спорта, да хотя бы на площадки для собак, которых негде выгуливать так, чтобы это не мешало жителям города.
- А, кстати, как обстоят дела с участием муниципалитета в развитии спорта в городе, в том числе, детского?
- На мой взгляд, ситуация оставляет желать лучшего. В первую очередь, бросается в глаза непропорциональное распределение средств. В некоторые виды спорта вкладываются чрезмерные средства. Естественно, это происходит за счет других секций и кружков. Например, у нас в городе есть замечательная спортсменка Нина Пекерман- чемпионка Израиля по легкой атлетике и триатлону. Так вот, на сколько мне известно, она никогда не получала никакой помощи от города, на все соревнования ездила за свой счёт. У нас есть очень сильные девочки-гимнастки, прекрасно показавшие себя на международных соревнованиях. Почему бы городу им не помочь? А детские кружки! Мои дочери с удовольствием ходили в кружок бальных танцев, пока его не закрыли из-за того, что руководитель кружка была просто не в состоянии оплачивать муниципалитету помещение для занятий. Это же ненормально, что муниципалитет пытается заработать на том, что должен предоставлять своим жителям, которые платят налоги, бесплатно.
- Лена, что вы можете рассказать по поводу недавнего ремонта в офисе мэра? Вот уж точно "больная" тема.
- Офис мэра представляет собой старинное, но очень небольшое помещение. Оно, конечно, нуждалось в ремонте. Но ведь на его ремонт ушло три миллиона шекелей. Из того, что я знаю только кресло мэра стоило 30 тыс. шекелей. Это нормально?
- Однако. Просто нуворишество какое-то!
- Да нуворишество, только за счёт наших горожан. Приведу вам и еще один пример совершенно безалаберного расходования общественного бюджета. Существует практика городов-побратимов, существует она во многих муниципалитетах. В рамках такого сотрудничество между городами разных стран, делегации одного города ездят с визитами в другой. Вот и в Кфар-Сабе раз в год мэр вместе со своим окружением выезжает в Китай и Германию налаживать дружеские связи, обмениваться опытом. Всё это очень неплохо, если не считать того, что из бюджета на такие поездки выделяется 300 тыс. шекелей. Если сравнить с другими, между прочим, не самыми бедными городами - Герцлия, Рамат-Хашарон, Раанана, то выясняется, что там эти затраты не привышают 100 тыс. в год.
Вобщем разговоры о том, что у мэрии Кфар-Сабы не хватает денег на нужды города сильно преувеличены. Деньги есть, проблема в том каким образом они распределяются. Между прочим, в Кфар-Сабе жители очень ответственно платят налоги. Арнону ежегодно платит 93-97% населения. Это очень высокий показатель. Мэрия, надо сказать, очень жёстко относится к тем кто задерживает выплату. Однако и тут существует "сегрегация". Например, если мать - одиночка не заплатила арнону, можете не сомневаться, что она получит массу предупреждений и в конце концов к ней вломятся и вынесут телевизор и другое имущество. В то же время одному вполне процветающему предприятию, принадлежащему семье Рабани простили муниципальный долг в 300 тыс. шекелей.
- Знаете, очень легко критиковать, и кандидаты в мэры часто критикуют действующую власть, однако, что бы Юваль делал, если бы были мэром? Каково вообще его видение функции муниципальной власти в государстве?
- Мэрия не управляет жителями города, мэрия обслуживает жителей города, которые ожидают от неё повышения качества своей жизни в обмен на налоги, которые они платят муниципальным службам. Я рассматриваю город как большое хозяйство, в котором нужно налаживать уборку, транспорт, образование, общественную жизнь и ещё множество разных вещей, которые обеспечивают комфорт горожанам. Даже об уже упомянутых "собачьих" площадках надо подумать. Между прочим, это очень важный вопрос. Пока он не решён, страдают все: владельцы собак от того, что их питомцам негде развернуться, а остальные, особенно те, кому доводилось наступать на свежую собачью кучку, тоже поймут о чём я говорю.
По-моему, город – это, большое предприятие, мэрия – менеджмент этого предприятия, а жители – клиенты, которым оказываются услуги. Клиент – должен быть доволен, а мэрия свои услуги должна оказывать добросовестно потому, что платят клиенты за них очень немало.
- Иногда жители города и сами участвуют в работе, желаю помочь мэрии. Например, существуют так называемые добровольные гражданские инспекторы.
- Еще один пример неправильных взаимоотношений городской власти и жителей. Посудите сами, чем заняты эти добровольцы? На сегодняшний день мэрия возлагает на них только одну функцию - раздавать штрафы за неправильную парковку. И чем меньше в городе парковочных мест, тем больше денег соберёт муниципалитет. Мэрия готова содержать и расширять штат добровольных инспекторов, но совершенно не готова строить новые парковки. Юваль категорически против такой постыдной практики. Нельзя наживаться на проблеме, которую сами создали. А деньги, полученные от штрафов, должны идти на строительство новых парковок, а не на организацию работы дружинников, которые будут снова брать штрафы за парковки в неположенных местах. Надо положенные организовать для людей.
- Из всего того, о чём мы сейчас с вами говорили напрашивается вывод, что существуют принципиально разные подходы к пониманию функции мэрии по отношению к обществу. Приведённые вами примеры распределения бюджета, расстановки приорететов, отношения к своим избирателям присущи "чиновничьей", в плохом смысле этого слова, системе управления. Юваль, насколько я понимаю, придерживается совершенно других взглядов. Что же его отличает от этих, как говорили в Советском Союзе, аппаратчиков?
- Дело в том, что Юваль предприниматель. Это его профессия. И этим во многом определяется его стремление к либерально-демократическому подходу в работе любых структур, и конечно мэрии в том числе. Все работники всех отделов мэрии должны понять, что главным в их деятельности является не система, не поддержание структур этой системы, а житель города со всеми его желаниями и проблемами. Всё должно функционировать как в правильно организованном бизнесе: жители платят налоги и содержат мэрию, мэрия обслуживает горожан и отвечает перед ними за свою работу. Юваль и себя видит клиентом мэрии. Мы живем в этом городе, здесь растут наши дети, и Юваль хочет, чтобы и через десять лет житель города оставался главным приоритетом для его руководителей. В этом, собственно, он и видит свою задачу, когда станет мэром города- изменить приоритеты.
- Знаете, перед выборами каких только обещаний не наслушаешься. В чём вы видите преимущества Юваля перед другими кандидатами?
- Ну если кратко, то в первую очередь, в его профессиональной биографии. Знаете, есть такое понятие "профессиональная деформация". Ей подвержены практически все люди, которые долго существовали в одной профессии. Например, тот у кого в семье есть школьный учитель, знает как неистребим бывает назидательный тон и стремление повторять всё по сто раз.
Возьмём, например, Йосефа Сэтбона, одного из наших кандидатов в мэры. Он генерал, 30 лет прослужил в полиции. Не уверена, что такой опыт полезен для работы в муниципалитете. Жёсткие, военные методы общения со своими подопечными здесь врядли будут уместны. Тоже самое можно сказать про Адар Лави, занимающую должность полковника в армии. Или Шауль Дор. Он 20 лет проработал председателем профсоюза. На мой взгляд чиновники в профсоюзах слишком расслаблены, никуда не торопятся, у них много посторонних интересов. Шауль Дор, например, пишет стихи - видимо, у него много свободного времени. Мило, конечно, но к управлению городом этот навык отношения не имеет. Из основных претендентов ещё есть Рафи Саар, но он в бытность свою управляющим мэрии, был по другую сторону от жителей города. Ведь он всегда боролся с ними, для него жители – элемент мешающий. Жители Кфар-Сабы до сих пор пожинают плоды его деятельности на этом поприще. Люди должны понять подходят ли им, чтобы ими управляли бюрократы, отдавая приказы и команды, или им нужно что-то другое.
- А что профессиональной деформацией Юваля? Или он исключение?
- Он не исключение, он тоже подвержен профессиональной деформации. Но она у него другая. Он, как бизнесмен, всегда думает, как лучше угодить клиенту. Для жителей Кфар-Сабы, как для клиентов своей мэрии, я думаю, это хорошо. Юваль хочет переориентировать мэрию на сервис, хочет, чтобы в центре её внимания была не она сама, а житель города, ради которого она и существует.