54-й фестиваль вокальной и литургической музыки в Абу-Гош на Суккот – с 27 сентября по 1 октября 2018 года
Любители классической музыки и оперы, аккордеонов и хорового пения, песен Эрец-Исраэль и русских народных, музыки «Битлс» и барочных композиций точно помнят эти даты: 27 сентября – 1 октября, когда в деревне Абу-Гош возле Иерусалима, в дни праздника Суккот, пройдет традиционный, уже 54-й фестиваль вокальной и литургической музыки, в программе которого – оперы и концерты, проходящие в удивительных по акустическим свойствам церквях Абу-Гош.
27 сентября, с 12:00 до 16:00 в Абу-Гош пройдет мини-фестиваль, своеобразное музыкальное предисловие – День Аккордеонов сразу на пяти концертных площадках. Ритмы Балкан и Восточной Европы, музыка греческая, французская, бразильская, израильская, вальсы и танго, джаз и многое, многое другое – отличное развлечение для всей семьи; день, когда можно и нужно приехать на концерты с детьми.
Всего же в основной программе фестиваля: 16 концертных программ - десять в церкви Сент-Джозеф (Кирьят-Яарим) на вершине холма и шесть – в крипте монастыря бенедиктинцев в нижней части деревни. В субботу, 29 сентября и в понедельник, 1 октября, с 12:00 до 16:00 будут также проходить концерты на открытом воздухе – четыре часа музыки на пяти открытых площадках одновременно в Кирьят-Яарим.
На прекрасную акустику этих церквей обратил внимание еще в 1957 году доктор химии Феликс Зульман, профессор Иерусалимского университета, благодаря чему и зародилась идея фестиваля. Зульмана поддержал пианист и дирижер Зиги Штадерман. Первыми слушателями хоральной музыки стали их семьи и любители помузицировать из Иерусалима. Европейская литургическая музыка долгое время оставалась в Израиле мало популярной, и потому фестиваль в Абу-Гош десятилетиями оставался едва ли не единственным местом, где можно было послушать кантаты и мессы в вокальном исполнении. С тех пор многое изменилось, фестиваль стал проводиться два раза в год – весной на Шавуот и осенью на Суккот. Количество слушателей возросло в сотни раз, неизменным осталось место проведения фестиваля – Абу-Гош.
Сегодня продюсером фестиваля является Гершон Коэн – фанатически преданный делу человек, пестующий свое детище с 1992 года и делающий все возможное для популяризации фестиваля. Ведь фестиваль музыки в Абу-Гош, который впервые был проведен в 1957 году, просуществовал до 1972 года, прервался на 20 лет и вновь был возрожден в его нынешнем формате в 1992 году.
В 1995 году художественным руководителем фестиваля стала Хана Цур - композитор, дирижер, классическая певица сопрано-альт, интереснейшая личность, которой удалось наладить творческие связи с известными зарубежными исполнителями, приезжающими для выступлений на фестивале. В фестивальные дни Абу-Гош становится музыкальной меккой, куда съезжаются любители хоральной, литургической, вокальной музыки, но не только. В последние годы музыкальные программы становятся все более разнообразными и включают джазовую, этническую музыку, произведения американских и израильских композиторов.
Но на сей раз речь пойдет об основном блоке - программах классической музыки фестиваля. Откроется фестиваль в церкви Кирьят-Яарим в Абу-Гош шедевром барочной музыки, оперой «Орфей и Эвридика» Кристофа Глюка (концерт № 1, пятница, 28.09.18, в 11:00). В ролях – ведущие оперные солисты Израиля Керен Хадар (Эвридика), Алон Харари (Орфей), Адайя Пелед (Амур). При участии Хора Верхней Галилеи и камерного ансамбля.
В тот же день прозвучат «Страсти по Матфею» Баха, где основную партию исполнит приглашенный из Австрии известный тенор Гернот Хейнрик (концерт № 2, пятница, 28.09.18, в 14:30). При участии Объединенного Кибуцного хора и Израильского Кибуцного оркестра Нетании под руководством Юваля Бен-Озера. «Страсти по Матфею» - крупнейшее и самое значительное из дошедших до нас творений великого Баха, вершина его творчества, одно из наиболее масштабных вокальных произведений Баха.
На следующий день, в субботу 29 сентября, в концерте «Магия Болгарии» примут участи два женских хора - болгарский женский камерный хор «Лира» и израильский ансамбль «Наама» (концерт № 3, суббота, 29.09.18, в 11:30). Женский камерный хор «Лира» под руководством Галины Поповой и даст совместную программу с одним из лучших хоров Израиля - женским хором «Наама» (руководитель и дирижер – Пнина Инбар). В программе произведения Форе, Бизе, другие классические произведения, болгарские, еврейские и израильские песни. Хор «Наама» был создан в 1989 году певицей, аранжировщиком и дирижером Пниной Инбар.
Камерный женский хор «Лира» из города Благоевград под руководством Галины Поповой состоит из профессиональных певиц и является образцом классической хоровой культуры, православных и болгарских хоровых традиций. В процессе подготовки к поездке в Израиль для выступления на фестивале в Абу-Гош участницы хора «Лира» выучили еврейские песни, а певицы «Наама» – традиционные болгарские.
«Моцарт, Бах и Мендельсон» - так называется следующий концерт фестиваля (концерт № 4, суббота, 29.09.18, в 15:00). В программе – кантаты Мендельсона, Баха и Моцарта в исполнении певцов и музыкантов ансамбля «БарокКамери» под руководством Авнера Итая.
Без «Маленькой торжественной мессы» - духовной оратории Джоаккино Россини - не обходится ни один подобный фестиваль. В Абу-Гош она прозвучит в субботу, 29 сентября, в 18:00 (концерт № 5) в исполнении солистов и Камерного ансамбля Tel Aviv Collegium Singers.
Немецкий реквием Иоганнеса Брамса - первое крупное произведение композитора - будет исполнен в том виде, в котором задумывал его композитор – в оригинальной версии для хора, солистов и двух пианистов (Юваль Орен – сопрано, Хеми Левинсон – бас, Ирина Лункевич и Брюс Леви – фортепиано.
Камерный хор Иерусалимской академии. Дирижер - Стэнли Спербер. (концерт № 6, воскресенье, 30.09.18, в 11:30). Немецкий реквием Брамса отличается от знаменитых реквиемов его современников Берлиоза и Верди тем, что написан не на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, который сложился еще в Средние века. Брамс сам подобрал тексты из различных глав Библии в немецком переводе Лютера и распределил их на 7 частей. «Признаюсь, что охотно опустил бы слово «немецкий» и просто поставил бы «человеческий» - писал сам композитор.
Кантата Stabat Mater Дворжака также будет исполнена в оригинальной версии для солистов, хора и фортепиано (концерт № 7, воскресенье, 30.09.18, в 15:00). Солисты: Алла Василевицкая, Злата Хершберг, Йосеф Аридан, Алексей Канунников. Эден Агранат-Мегед – фортепиано. Камерный хор Рамат-Гана. Дирижер - Ханна Цур
Не менее привлекателен и следующий концерт фестиваля - два гениальных произведения: Реквием Моцарта и Всенощное бдение Рахманинова - один из главных шедевров русской хоровой духовной музыки. Этот концерт (№ 8) пройдет в понедельник 1 октября, в 11:30.
В тот же день в концерте № 9 (понедельник, 1.10.18, в 15:00) прозвучат вокальные сочинения Баха и Телемана в сопровождении клавесина, органа, флейт и виолы де’гамба.
Дополнительная информация об истории фестиваля в Абу Гош и подробная программа, в том числе, и на русском языке – на сайте http://www.agfestival.co.il/
Заказ билетов - https://bit.ly/2Mewnw3
Фотография предоставлена продюсером фестиваля