С 19 по 27 декабря 2018 года в кинотеатрах Израиля будет показан новый фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов». В рамках показов в Тель-Авиве, Иерусалиме и в Хайфе состоятся творческие встречи с Алексеем Германом–младшим. Фильм «Довлатов» будет демонстрироваться на русском языке, в сопровождении титров на иврите и английском.
Накануне показов предлагаем вам познакомиться с исполнителем главной роли сербским артистом Миланом Маричем – по материалам интервью актера в преддверии выхода картины «Довлатов» в прокат.
«Искали долго и мучительно, - вспоминает Алексей Герман. - Проблема нашего кастинга заключалась в том, что Довлатов был, с одной стороны, очень красив и обаятелен, а с другой был очень нежным и сложно устроенным человеком. Кроме экстерьера нам нужно было сочетание в актере ранимости и мужественности, азарта и внутренней боли, силы и слабости. Наконец, выбрали сербского актера Милана Марича…»
Для кастинга, который проходил на киностудии «Ленфильм», Марич подготовил пять сцен, причем по идее режиссера, актер говорил на сербском языке, а подыгрывающие ему коллеги – на русском. «Это чтобы я не чувствовал себя слишком комфортно, - замечает актер, - Кастинг продолжался 10 часов, и единственное, что я сейчас отчетливо помню – смешанные чувства и эмоции из-за того, что я прохожу пробы у человека, чьи фильмы я прежде смотрел, и страх того, что я еще не дорос до работы с таким режиссером. Все было как-то немного сказочно и нереально».
По словам продюсера Андрея Савельева, актер, известный у себя на родине, любимец публики, на съемках «Довлатов» прошел путь перерождения. За четыре месяца почти ежедневных съемок он так вжился в образ Довлатова и так погрузился в атмосферу начала 70-х годов 20 века, что чувствовал себя неуютно в современной одежде и в современных интерьерах. «Довлатовское черное пальто, портфельчик, с которым он практически не расставался на съемочной площадке – все это стало для Милана родным», -- замечает продюсер картины.
Накануне выхода фильма в прокат режиссер был готов к тому, что образ Довлатова вызовет много споров у зрителей, ведь авторы картины с самого начала не претендовали на документальность: «Мы просто пытались заняться чувственным исследованием его внешнего и внутреннего мира, поймать то, что было у него исключительным – сочетание мужского начала и ранимости».
Вот что рассказал Милан Марич о работе над ролью, отвечая на вопросы журналистов:
- Знали ли вы о Довлатове до съемок фильма? Насколько вам было интересно сыграть российского писателя?
- О Довлатове я раньше не знал. Вообще, играть писателя – само по себе уже огромный вызов, а тем более, если играть писателя из страны, подарившей такую плеяду писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу, из страны, имеющей такую культурную традицию. О жизни Довлатова я больше всего узнал из его книг, книг его современников, книг, в которых о нем рассказывается. Это была своеобразная база, начало. Мне хотелось увидеть, каким образом он «фильтровал» все то, что находилось у него внутри. С другой стороны, я понимал, что такой режиссер, как Герман, даже снимая биографический фильм, совершенно не хочет подчинить его общему мнению, сложившемуся о Довлатове, но хочет попытаться как можно глубже исследовать проблематику и найти ответ на вопрос, что же все-таки кроется за «мифом о Довлатове». Одно могу сказать с уверенностью: чего я точно не хотел, так это делать какую бы то ни было имитацию Довлатова - это было бы обречено на провал, поскольку каждый, кто читал Довлатова, составил о нем свое собственное представление. Единственное, что я мог – это погрузить себя в то эмоциональное состояние, в котором, как я думаю, он находился, и как можно искреннее представить все эти его дилеммы, страхи, неуверенность.
- Когда вы прочли сценарий, что вас заинтересовало в вашем персонаже в первую очередь? Изменилось ли видение его с течением времени? Поняли ли Вы, что за человек был Довлатов?
- Когда я прочитал сценарий, то самым захватывающим показалось то, что я присутствую в каждой сцене. (Шучу). По сути, меня больше заинтересовало то, как все это связать воедино и не выглядеть банальным, как умело избежать общих мест. В этом мне помог Герман, просто между нами очень быстро установилось доверие, и мы оба понимали, что хотим сделать фильм, которого Довлатов заслуживает. Так что мы, без жалости к себе и прикрытия, приступили к расшифровке того, что нам предлагал сценарий – а он мог предложить многое. Собственно, основным вопросом было, что же именно зашифровал Довлатов в своих книгах, что он хотел скрыть за юмором и цинизмом. Каждый, кто хотя бы немного знаком с фактами из его (Довлатова) жизни знает, что ответ на вопрос, каким он был человеком, требует времени, дней и дней разговоров. Но и даже после этого ответ останется неизвестным.
- Мир начала 1970-х годов в Советском Союзе от вас так же далек, как мир 19 века? Или вы находили какие-то точки соприкосновения, что-то близкое для себя?
- Есть нечто роковое в мире, что объединяет все эпохи, а именно – в каждую эпоху существуют люди, видящие дальше своего времени, и, как правило, такие личности всегда мешали власти и окружению, воспринимавшим жизнь так, как удобно им.
Единственное, что менялось, это методология преследования. В XIX веке ты оказывался на виселице, а сегодня достаточно просто дискредитировать человека в «желтой» прессе. Такие люди всегда были неудобны для правящих верхов, потому что разоблачали их.
- Сталкивались ли вы на съемках с людьми, которые были знакомы с Довлатовым?
- Да, было интересно слушать, каким люди видят Довлатова, и как они восприняли только то, что он сам им предлагал: улыбку и шутку. И, может быть, хорошо, что это именно так.
- Легко ли было найти общий язык со съемочной группой?
- Да, потому что у нас была общая цель. И потому что мы поставили себе на службу идею. А идея заключалась в том, чтобы создать как можно более искренний фильм. Чтобы избежать компромиссов, и чтобы от этой идеи не отказаться. Если я в чем и уверен, так это в том, что над этим фильмом работала команда людей с открытым сердцем, команда во главе с Германом. Благодаря ему и поддержке его супруги Елены, в очень трудные для меня моменты мне удавалось идти дальше. Надеюсь, нам всем это удалось.
Фильм «Довлатов»
Съемочная группа
Авторы сценария: Алексей Герман-младший, Юлия Тупикина
Режиссер: Алексей Герман-младший.
Оператор: Лукаш Зал (Польша)
Продюсеры: Андрей Савельев, Артем Васильев
Исполнительный продюсер: Алексей Львович
Художник-постановщик и художник по костюмам: Елена Окопная
Художник по гриму: Наталья Раткевич
Фильм «Довлатов» будет показан в кинотеатрах Израиля в рамках проекта «Линия жизни – Израиль»:
Раанана – среда, 19 декабря, 19:30, кинотеатр «Лев», зал 2,
Тель-Авив – вторник, 25 декабря, 19:00, кинотеатр «Лев», зал 2,
Иерусалим – среда, 26 декабря, 19:00, кинотеатр «Лев Смадар»,
Хайфа – четверг, 27 декабря, 18:00, «Синематека».
Страница проекта «Линия жизни – Израиль» в фейсбуке - https://www.facebook.com/LiniyaZhizniIsrael/
Фотография предоставлена продюсером проекта «Линия жизни – Израиль» Фаиной Новоходской