Театр Романа Виктюка с 8 по 10 февраля представит Израилю авторскую постановку о творчестве и трагической судьбе поэта еврейского происхождения по одноименной пьесе американского драматурга Дона Нигро.
В основу пьесы «Мандельштам» легли документальные факты жизни поэта Осипа Мандельштама и судебного процесса над ним. До Романа Виктюка почти никто не обращался к судьбе поэта, в которой словно в предельно правдивом зеркале, отразились все жестокие и страшные реалии времени его жизни и творчества. Времени, когда под колесами машины уничтожения, которой стала тоталитарная система, погибали лучшие.
Режиссер-постановщик, народный артист Украины Роман Виктюк анонсировал израильской публике спектакль «Мандельштам» еще в прошлом году, когда привозил не менее драматичную и захватывающую постановку «Федра».
Исполнитель главной роли «Федры» Игорь Неведров, входящий в звездный состав театра, теперь представит свое актерское мастерство, проживая на сцене трагическую судьбу творца - самого поэта. Мы редко проводим интервью по переписке, ведь так много дополнительных вопросов хочется задать артисту в процессе беседы, но в этот раз даже через скупые строчки талантливый актер искренне передал свое отношение к работе с легендарным режиссером современности, рассказал об отношении к поэзии и о своей профессии.
- Здравствуйте, Игорь! Близятся очередные гастроли вашего театра в Израиле - вас знают, любят и ждут. Наш традиционный вопрос - чем Вас впечатляет Израиль?
- Здравствуйте! Да, мне уже много раз приходилось встречаться с радушным и благодарным израильским зрителем. И конечно, Израиль - это, прежде всего, люди. Думающие, слышащие и уже очень… свои. А ещё на этой Земле во снах часто приходят ответы на вопросы. Это чистая правда. Вот уже к следующему приезду готовлю вопрос. Сразу из аэропорта мы поедем в Иерусалим, чтобы снова прислушаться к отголоскам того, что там происходило тысячи лет назад. Особую благодать этого города невозможно не ощутить!
- Вообще Вы любите путешествия?
- Путешествия - это одна из самых мощных подпиток для творчества.
- Расскажите нам немного о спектакле «Мандельштам» в двух словах – о чем он и какому зрителю он подходит?
- Спектакль - о любви к своему делу. Подойдёт он всем, кто готов прийти в театр и там потрудиться душой.
- Вам лично близка непростая судьба поэта?
- Можно ли не сочувствовать?!
- Насколько удалось «поймать» то, что хотел сказать режиссер? И что именно хотел сказать режиссер?
- Репетиции с Романом Виктюком - это всегда непросто, но это счастье. Спросите у режиссёра, мне самому интересно, что он ответит.
- Вам нравится творчество Мандельштама? Вообще Вы любите поэзию как таковую?
- В театре Виктюка я играю ещё Сергея Есенина. Мы привозили в Израиль спектакль «Сергей и Айседора» несколько лет назад, показав его в десяти городах. Поэты чаще всего - люди парадоксального склада души. Их чрезвычайно интересно играть. Но ещё интереснее читать их стихи.
- Насколько сложно быть верным своей гражданской позиции, будучи актером? Ведь театр - это в том числе и отражение актуальных событий реальности.
- Надо быть верным законам совести. Быть со своей душой в ладу. Тогда все остальные «позиции» сами собой наладятся.
- Вы уже много лет работаете с Романом Виктюком, самое главное, чему Вы у него научились/ переняли - это…
- Ровно 10 лет. Все эти годы являюсь искренним почитателем его Таланта – с большой буквы. Талант заразителен, если не завидовать, а радоваться. Это - главный урок.
- Работать с легендарным режиссером современности - Ваша заслуга или подарок судьбы?
- Второе.
- Проживая чужую трагедию на сцене, не программируете ли Вы ее себе в реальность, как возможную? Равно как радость и любовь? Или все, что на сцене - останется на сцене?
- Это процесс постижения. Подобно тому как дети, играя, артисты постигают законы Вселенной. Интуитивно, разумеется.
- Вы часто говорите о том, что любовь - везде. От любви до ненависти - один шаг, можно ли сказать, что ненависть - это любовь со знаком минус и она тоже везде?
- Мне нравится цитата Романа Виктюка про то, что любовь - это главная заповедь природы человеку. Я искренне верю в то, что только прислушайся, искренне захоти, и обязательно её услышишь. Только отсутствие этого желания порождает все те разрушительные начала, в число которых входит и ненависть.
- Популярность - для артиста это признание, но у нее есть обратная сторона медали - повышенное внимание со стороны поклонников. Сталкивались ли Вы с «больной» любовью фанатов и как с этим справляться?
- Ответ вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Если слышать любовь, то бояться не стоит.
- Вам бы хотелось оставить свой след на земле для потомков больше в качестве актера или режиссера?
- В нашем спектакле «Мандельштам» есть прекрасные слова, которые произносят и Мандельштам, и Сталин, вкладывая в них, разумеется, разный смысл: «Человек просто должен делать свою работу». И я стараюсь просто хорошо делать работу, преподаю ли я, ставлю ли спектакли или исполняю роль. Только стараюсь не делать работу, которая не по сердцу.
- Рано или поздно режиссура перевесит и Вы создадите свой театр?
- Пока не думаю об этом.
- Если бы не творческая профессия, то кем бы могли стать в жизни, математиком?
- Математика - не менее (а, может, и более) творческая сфера, чем та, в которой тружусь сейчас.
- В юности многие мечтают стать актерами. Как понять, что у человека есть талант к актерству?
- Надо попробовать, и всё сразу становится ясно. Если не сразу, то чуть позже. Талант - это Божий Дар. Подобно тому, как в музыкальной школе и в балете определяют наличие данных, можно определить наличие или отсутствие актёрских способностей. Талант может появиться от ежедневной работы, а может и не появиться. Иногда мне кажется, что там, наверху, определяют это случайным порядком (хотя, разумеется, это не так). Главное, на мой взгляд, принять со смирением и дар, и отсутствие его.
- Игрой каких актеров Вы искренне восхищены или вдохновляетесь?
- Не стану утомлять читателей перечислением своих предпочтений. Скажу только, что артистами Театра Романа Виктюка искренне восхищаюсь и вдохновляюсь их игрой.
- Есть кто-то среди современных артистов, с кем хотелось бы поработать на одной сцене или в одном проекте?
- Мне посчастливилось работать на одной сцене с одним из первоклассных мастеров современности - Виктором Ивановичем Сухоруковым (спектакль «Старший сын», реж. – Павел Сафонов – прим. авт.). Искренне благодарен ему за это божественное партнёрство!
Вопросы составила Гюна Смыкалова
Видео: https://www.youtube.com/watch?time_continue=53&v=5Jr0BdiEwZY
Организатор гастролей – Марат Лис, компания Cruise International.
Заказ билетов на сайте www.cruiseinter.com и по телефону 03-6960990.
Спектакль рассчитан на возраст 16+. Идет 2 часа без антракта.
8 февраля 2019 (пятница 20:00) - Беэр-Шева, «Гехаль а-Тарбут Гистадрута»
9 февраля 2019 (суббота 20:00) – Хайфа, театр Хайфы.
10 февраля 2019 (воскресенье 20:00) - Тель-Авив, театр «Гешер», зал «Нога»