Суперзвезда мирового балета, легендарный танцовщик Сергей Полунин выступит в Израиле со спектаклем SACRÉ на музыку Игоря Стравинского
Икона мирового балетного искусства, один из самых талантливых и эпатажных артистов современности, легендарный танцовщик Сергей Полунин выступит в Израиле со спектаклем SACRÉ на музыку Игоря Стравинского. Событие, действительно достойное суперлативов, ибо Полунин – человек, о котором говорит сегодня весь мир.
Победив на киевском конкурсе имени Сержа Лифаря, 13-летний уроженец Херсона отправился на учебу в Школу Королевского балета в Лондоне. В 19 лет стал самым молодым премьером Ковент-Гардена за всю его историю. Станцевал целую россыпь Принцев и прочих кавалеров. Заслужил своим запредельным прыжком мировую славу балетного гения. В 22 года, на пике славы, покинул Королевский балет, повергнув в шок балетную общественность. Стал премьером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко по приглашению Игоря Зеленского и с его же подачи – приглашенным солистом Баварского государственного балета. Дебютировал на киноэкране, снявшись в «Убийстве в «Восточном экспрессе» режиссера Кеннета Брана; плененный полунинской харизмой Голливуд тут же задействовал его в триллере «Красный воробей» Фрэнсиса Лоуренса, а британец Райф Файнс – в биографической драме о Рудольфе Нурееве «Белая ворона». Ну а затем он и сам сделался киногероем: в 2017 году на экраны вышел фильм режиссера-документалиста Стива Кантора «Танцовщик», повествующий об удивительной жизни «плохого мальчика современного балета». Видеоклип Сергея Полунина «Возьми меня в церковь», снятый Дэвидом Лашапелем, к настоящему моменту собрал более 26 миллионов просмотров.
Недавно танцовщик учредил «Фонд Сергея Полунина» – благотворительную организацию, занимающуюся поиском молодых талантов из малообеспеченных семей и предоставляющую им доступ к профессиональному танцевальному образованию. «Фонд Рудольфа Нуреева когда-то заплатил за мое обучение в Англии, – говорит Сергей Полунин. – Меня часто ставят в один ряд с Нуреевым, и мне это приятно. Я давно уже мечтал создать свой фонд и помогать одаренным детям».
Невероятный талант, экстраординарные физические данные и уникальный эмоциональный диапазон артиста проявляются не только в его ролях на сцене, но и в реальной жизни. На груди у него – татуировка с портретом Владимира Путина. Поверх портрета – кулон с ангелом и надписью «Спаси и Сохрани». Этой фотографией Полунин поделился с подписчиками в Instagram в день своего 28-летия, объяснив свой поступок так: он, как и президент России, выбирает добро. Вслед за тем эпатажный танцовщик шокировал общественность, выложив в соцсетях фотографию своего российского паспорта. И, наконец, запустил флешмоб под названием Art up Challenge: он танцевал на фоне Кремля, заявляя о своем желании объединить через искусство три страны – Англию, Россию и Украину, и тут же, на Красной площади, сделал татуировку у левой брови – сердечко, состоящее из тройки и голубя.
Ныне 30-летний артист, который исповедует полную творческую свободу, суперзвезда мирового балета, которого сравнивают с Нуреевым и Барышниковым, выйдет на израильскую сцену со спектаклем-монологом SACRÉ, поставленным для него японским хореографом Юкой Оиши. В своей работе Юка переосмысливает «Весну священную» Стравинского, и не случайно: это мощное соло вдохновлено словами Вацлава Нижинского, первого хореографа культового балета, поставленного им в 1913 году для «Русских сезонов» в Париже: «Я боюсь людей, ибо они меня не чувствуют, а понимают».
Этот спектакль можно сравнить с шедеврами ар брют (art brut) – искусства маргиналов и бунтарей, балансирующих на грани между безумием и гениальностью. Именно такой личностью был блаженный Вацлав Нижинский, которого Дебюсси называл «слишком гениальным». На той самой премьере «Весны» случился жуткий скандал, когда парижанки разных сословий лупили друг друга ридикюлями по голове, визжа и топоча ногами. Новый вид первобытности в искусстве поверг господ и потаскух в неслыханное замешательство; из хаоса возникли невиданные формы.
Теперь Сергей Полунин танцует Вацлава Нижинского в спектакле для одного человека. Спектакле, основанном на биографии легендарной личности, точнее, разных личностей, которые живут в одном теле. Здесь и Фавн, и Призрак розы, и Голубая птица, и Петрушка. Это Нижинский, больной душой, а не разумом. Человек чувствующий, а не думающий. Шут в Боге.
«Нижинский – легендарный танцовщик и хореограф, – говорит Юка Оиши. – Когда я услышала музыку «Весны священной» (Le Sacre du printemps) Стравинского, всё идеально сошлось. В этой работе я попыталась приблизиться к человеческой природе, а не к безумию. Я хотела работать со светом и тенью, с фактами и эмоциями, с тем, что есть во всех нас. SACRÉ – это напряженная, лаконичная история преследований, сомнений и внутренних конфликтов, рассказанная универсальным языком танца. Однажды «Весна священная» уже потрясла публику – произведенный ею эффект был подобен разрыву бомбы и ознаменовал новую эру в истории музыки. Сегодня SACRÉ воплощает в себе эволюцию балета на новом витке».
С Нижинским японского хореографа Юку Оиши связывает многое, в том числе тот факт, что в 2002 году она начала танцевать в прославленном Гамбургском балете Джона Ноймайера, известного специалиста по Нижинскому и большого поклонника «Русских сезонов». Но когда вы смотрите танец Полунина, вам кажется, что он рождается на ваших глазах, здесь и сейчас – и не было никаких выученных поз, а есть лишь внутренний импульс, и зашкаливающие эмоции, и его собственное чувство Нижинского. И его умение летать.
Сергей Полунин даст всего два представления в Израиле – 12 сентября, в четверг, в «Центре Конгрессов» Хайфы и 14 сентября, в субботу, в «Гейхал ха-Тарбут» в Тель-Авиве. Начало спектаклей в 20:30.
Организаторы гастролей – фирмы YM Productions, а также Stardust Entertainment и Standard.
Автор текста: Лина Гончарская
Photos: Alice Das Neves - Das Neves Photography; Bowie Verschuuren.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting