«В качестве представителя лагеря, который на протяжении многих лет был в оппозиции к вам, я был бы рад пожать вашу руку в знак искреннего уважения». От действующего к первому - премьер-министр Биньямин Нетаниягу обратился с письмом к первому премьер-министру страны Давиду Бен-Гуриону.
Пятница, 5 ияра 1948 года, – это дата, смысл которой воспринимается с годами всё точнее и точнее. Декларация независимости, которую вы прочли, была беспрецедентной: еврейский народ обрел национальный суверенитет на родине после 2000 лет изгнания.
Я знаю, какая огромная ответственность была возложена на ваши плечи. Надо было глубоко осознавать опасности, связанные с созданием государства, учитывая всестороннюю угрозу вторжения арабских армий. Вы должны были игнорировать давление изнутри и снаружи, решившись на смелый шаг. В этот роковой момент вы приняли решение о провозглашении независимости нового государства в соответствии с основным правилом, которым вы всегда руководствовались: судьба сионизма будет определяться в Сионе.
Но восстановление суверенитета стало лишь отправной точкой для создания государства — вам и вашим соратникам пришлось вплотную заниматься сферами обороны, строительства населенных пунктов, озеленения пустыни, алии, экономики, образования, культуры и духа нации. На фундаменте, заложенном в первые десятилетия существования Израиля, правительство во главе со мной строит дополнительные этажи. Мы непрерывно укрепляем мощь еврейского государства, и наши усилия по превращению Израиля в процветающую мировую державу приносят значительные плоды.
Укрепление безопасности является нашим основополагающим принципом. В этом я солидарен с вами, Давид Бен-Гурион. Война за Независимость, которая велась под руководством высших чинов Армии обороны Израиля, очертила однозначную альтернативу: либо Израиль победит, либо он будет уничтожен. Грамотное размещение войск и вооружения вынудило наших врагов капитулировать.
Как известно, в ближневосточном регионе выживает сильнейший, а слабый обречен на уничтожение. Суть суверенитета - это способность защитить себя от любой угрозы. Именно так вы и действовали, и мы продолжаем делать это с удвоенными силами, развивая стратегический потенциал, занимаясь сдерживанием, укрепляя военную мощь.
В значительной степени вы приняли на вооружение концепцию «железной стены» Владимира-Зеэва Жаботинского, вашего политического противника и одного из лидеров идеологии, которую я исповедую. Вот что вы писали в 1961 году: «Наша безопасность зависит от нашей способности сдерживать тех, кто хочет уничтожить нас. Если их не удастся удержать, мы вступим с ними в бой и победим. Когда враг осознает, что мы сильны, и что у нас есть друзья по всему миру, мы сможем заняться достижением мира и с ближайшими соседями». Эта концепция актуальна сегодня и будет актуальной и в будущем.
Вы не дожили до мирных соглашений с Египтом и Иорданией. Эти соглашения качественно изменили наше положение на Ближнем Востоке, но не отменили появление новых угроз. Нам приходится справляться с валом исламистского фанатизма. Поэтому мы прикладываем немало усилий, чтобы сделать Израиль сильнее. Мы строим заборы, которые останавливают инфильтрантов, в разведку, в киберзащиту, в танки, самолеты, корабли и подводные лодки. Израильская мощь активна и в космосе, и под землей. Мы стремимся к тому, чтобы наши вооруженные силы смогли отразить, удержать или победить любого врага или группу врагов. Наша цель — вести сражения на территории противника. На угрозы уничтожить нас мы ответим аналогичным образом.
Безопасность, как и другие государственные статьи расходов, стоит больших денег. Поэтому мы одновременно укрепляем нашу экономическую мощь. Экономика Израиля претерпела глубокие изменения. В Израиле 50-х государство активно вмешивалось в экономику, контролируя и ограничивая происходящие в ней процессы.
На протяжении последних 20 лет я инициирую революционные изменения в экономике Израиля, от централизованной экономики - к свободной. Мы поощряем конкуренцию, снижаем налоги, инициируем реформы, сокращаем бюрократию и устраняем преподны. Все эти факторы привели к устойчивому экономическому росту. Вместо того, чтобы субсидировать заводы, которые неспособны существовать самостоятельно, государство инвестирует в инфраструктуру и поощряет частное предпринимательство в самых разных сферах.
Именно наши экономические успехи стали причиной нелегальной эмиграции из Африки. Поэтому я приказал построить ограду вдоль египетской границы длиной более 200 километров, полностью блокируя проникновение инфильтрантов и предотвращая нанесение ущерба еврейскому характеру государства.
Наша политика свободного рынка стимулировала развитие технологий. Я был бы рад сообщить вам, что Израиль стал одной из ведущих инновационных держав. В вашем лексиконе не существовали термины «высокие технологии» и «киберпространство», но знайте, что за ними скрывается огромный экономический потенциал.
Значительная часть структур, работающих в этой области, расположена в Негеве, который всегда был близок вашему сердцу. По нашей инициативе бывшая пустыня радикально меняется. Беэр-Шева становится глобальным кибер-городом, в Димоне строятся башни и высотные здания, в Йерухаме расселяются семьи служащих в Армии обороны Израиля. Мы также создали новый учебный комплекс АОИ, который вырос на песчаных дюнах. В Тимне, недалеко от Эйлата, будет работать новый аэропорт, в дополнение к международному аэропорту в Лоде, названному в вашу честь.
Кроме того, мы интегрируем на рынке труда группы населения, которые ранее игнорировались: я имею в виду, в основном, представителей ультраортодоксального и арабского секторов, мужчин и женщин. Я стремлюсь к тому, чтобы все граждане государства стали частью успешной истории государства Израиль.
Мы используем военно-разведывательную мощь и экономико-технологический потенциал Израиля для укрепления политического статуса страны. С первых часов существования государства вы планировали дипломатические отношения с как можно большим числом стран и думали о возможных альянсах с мировыми лидерами. Арабская блокада стала причиной создания «периферийного альянса» с Ираном, Турцией и Эфиопией. И в этой сфере вы наверняка были бы рады услышать о наших значительных успехах. В 70-ю годовщину своего существования Израиль может похвастаться и успехами в дипломатической сфере.
Мы поддерживаем тесные отношения с США, нашим самым крупным и верным союзником, постоянно обращаясь к общественному мнению и Конгрессу. Я занимаюсь этим лично и безустанно почти 40 лет.
В 1949 году вы официально объявили, что Иерусалим является столицей Израиля, решительно отвергнув предложения превратить его в международный город. Совсем недавно круг замкнулся: президент США Дональд Трамп сделал историческое заявление, официально признав Иерусалим столицей Израиля и перенеся посольство своей страны в нашу вечную и неделимую столицу.
Наши отношения с Россией претерпели большие изменения — в частности, благодаря моим личным контактам с президентом Путиным. Много воды утекло со времен железного занавеса между СССР и Западом. Этот занавес рухнул, и в результате в Израиль прибыла массовая алия из бывшего Советского Союза, которая внесла огромный вклад во все сферы жизни.
Прорыв в дипломатической сфере, на который вы возлагали большие надежды, свершился и приносит плоды. Мы укрепляем отношения со странами Средиземноморского бассейна, Африки и Латинской Америки и даже с далекой Австралией. Азиатские державы - Индия, Китай и Япония - к культурному наследию которых вы проявляли большой интерес, являются нашими ведущими партнерами в экономической и торговой сферах.
В Иране ситуация диаметрально противоположная. Ныне Тегеран Израиль вражеским государством и призывает к его уничтожению. Мы прилагаем огромные усилия для того, чтобы фанатичный шиитский режим не смог обзавестись ядерным оружием, боремся с иранским присутствием в ближневосточном регионе и на наших границах. Если бы не политические и другие действия, которые мы предприняли, у Ирана уже давно было бы ядерное оружие. Мы не дадим этому произойти.
В то же время, и не в последнюю очередь из-за иранской угрозы, мы развиваем позитивные отношения с различными ближневосточными игроками. Отношения, которые мы установили с арабскими государствами, в ваше время выглядели бы как сущая фантастика, но сегодня это непреложная истина. В то время как палестинцы по-прежнему отказывают в существовании еврейскому государству в любых границах и параллельно требуют, чтобы Израиль принял потомков «палестинских беженцев», в арабских странах мы укрепляем принципиально иное видение - Израиль не враг, а важный союзник в обеспечении общего будущего. Именно в этом заключается истинная надежда на мир, включая мир с палестинцами.
Крошечный Израиль стал крупным моральным ориентиром. Мы протягиваем руку помощи близким и далеким народам, особенно в трудные времена. Пророчества об избранном народе, который будет нести свет всему миру, сбылись. Мы обладаем духовной силой, истоки которой находятся в Танахе. Книга Книга и другие основополагающие для иудаизма труды являются сокровищницей, из которой мы черпаем нашу веру в справедливость выбранного пути. Ваша концепция плавильного котла уступила место мультикультурному богатству. Израильское общество является многогранным и динамичным, постоянно созидает и гордится своими достижениями.
Через четыре года после вашей смерти в Израиле сменилась власть, но вам не нужно об этом сожалеть. Наследники партии МАПАЙ передали бразды правления последователям движения «Херут», что привело к демократизации и другим позитивным изменениям, которые способствовали общему потенциалу нашей страны.
Несмотря на критику, израильская демократия сильна. Она пережила ужасную трагедию - убийство премьер-министра Ицхака Рабина. Правительство по-прежнему снова и снова избирается обществом в ходе свободных и справедливых выборов. Централизация, характерная для нашей экономики, ослабла, но она все еще существует в различных сферах, которые доминируют в нашей жизни. Чем больше конкуренции будет в сферах СМИ, юриспруденции, в научных кругах, тем сильнее станет Израиль.
В качестве представителя лагеря, который на протяжении многих лет был в оппозиции к вам, я был бы рад пожать вашу руку в знак искреннего уважения. Вы были первопроходцем. Ваш вклад навеки останется в истории. В рамках моего плана по реставрации и укреплению объектов исторического наследия по всей стране мы отремонтировали ваш дом в Сде-Бокере, и десятки тысяч граждан посещают его каждый год.
Давид Бен-Гурион, мы помним о написанном вами: «Создав государство, мы поднялись на крутой склон. Устоять на нём невозможно. У нас нет иного выбора, кроме как рухнуть в пропасть или взобраться на вершину».
Мы продолжаем подъем по склону, и ваше наследие присутствует в воздухе, которым мы дышим.
С наилучшими пожеланиями,
Биньямин Нетаниягу