Интересно наблюдать как с течением лет, десятилетий и даже веков знаменитые произведения литературы преобразуется в другие жанры. Сначала - в отражения в живописи, в кино, затем в спектакли, мюзиклы, а в данном случае, о котором и идет речь, в балет.
Повесть «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема за более чем век, прошедший с момента ее издания, как только не преобразовывалась на экране и на сцене. Само произведение Шолом-Алейхема так многогранно, что из него можно «извлечь» самые разные темы. Прошло более века, а люди, читая и смотря «Тевье-молочника», продолжают плакать и смеяться – значит, это классика. А классика принадлежит всем - в том числе, и всем жанрам. Можно долго перечислять киноверсии, музыкальные и театральные воплощения этой знаменитой повести, но пока расскажем именно о балетной постановке, родившейся в 2015 году (через 100 лет после выхода в свет «Тевье-молочника») в одном из крупнейших театров Европы – в Театре оперы и балета Базеля, когда хореограф Ричард Уэрлок перенес историю героя классической идишской литературы на балетную сцену нео-классики и современного танца.
Радость, страдания, любовь - все нашло отражение в балете «Тевье», как и тема традиций, веры, обычаев и ритуалов, которые столь часто вызывали еще во времена Шолом-Алейхема внутренний бунт в самой еврейской среде. Премьера «Тевье» прошла в Базеле 20 ноября 2015 года. Мастерски поставленный балет имел мгновенный успех. Либретто построено на личной драме Тевье, видящего, как распадается его семья, как забирают его дом, но не теряющего веры в Бога и неисчерпаемое чувство юмора. В интерпретации Уэрлока история Тевье-молочника превратилась в своеобразный памятник затерянному миру штетла, но без какого-либо ностальгического романтизма или претенциозности. Нет идиллии, а есть горькая реальность жизни евреев Восточной Европы: революции, погромы и изгнание. Тевье стоит перед дилеммой: что выбрать - Бога и традицию или любовь к дочерям? И в то же время, в этом балете много жизнелюбия и надежды. Каждая из входящих в цикл «Тевье-молочник» новелл полна печали, но от прочтения остается настрой позитива. Так и в этом балете – отдельные сцены могут быть трагичны и грустны, но общее впечатление от этого спектакля – светлое, щемящее и сочувственное.
Театр Базеля, основанный в 1843-м году, - крупнейший театр в Швейцарии, славящийся разнообразием своего репертуара и любовью к инновациям. Спектакли идут в двух зданиях и на трех сценах. В 2018 году это знаменитое культурное учреждение получило звание «Театра года» по результатам опроса критиков, проведенного специализированным берлинским журналом «Театр сегодня». Балетной труппой театра руководит именно упомянутый выше Ричард Уэрлок.
Стиль современной хореографии Уэрлока сочетается с глубокой, но легкой для восприятия музыкой Оливье Труана, который написал партитуру для этого нового балета по заказу Театра Базеля, сочинив захватывающую музыку, стилистически подобную музыке мира, сочетающую в себе еврейские музыкальные традиции и фольклор стран южной Европы, балканский стиль с джазовыми импровизациями и заимствованиями из западной классики для создания «современного клезмера». В сочетании с этой захватывающей музыкой новый балет Ричарда Уэрлока стал из кажущейся поначалу характерной картины непростой жизни местечка вихрем виртуозности и бурной радости танца.
Стоит отметить, что Ричард Уэрлок переписал не только «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема, но и историю Балета Базеля. За 15 лет руководства труппой этот амбициозный хореограф собрал ансамбль, обладающий высочайшим техническим мастерством, один из лучших в мире нео-классики и современного танца. В течение многих лет Уэрлок придерживался концепции сочетания небольших абстрактных современных произведений и «полнометражных» сюжетных балетов.
Опираясь на наследие классического танца и современный балетный лексикон, он создал наполненную энергией хореографию своих балетов-повестей и адаптаций великой классики. Создал новый хореографический язык – естественный и человечный, свободный от опеки традиционных современных техник.
Ричард Уэрлок, англичанин по происхождению, закончил балетную Школу Мари Рамбер в Лондоне, в одноименной труппе - старейшей из ныне существующих танцевальных трупп Великобритании - перетанцевал постановки всех современных хореографов. Скитался по свету, руководил балетными труппами Хагена и Люцерна, получил множество премий и ставил спектакли от Роттердама до Румынии. И что интересно – сотрудничал (правда, уже давно) и с труппой Израильский Кибуцный балет.
«Тевье» из Базеля будет представлен в Тель-Авиве в конце сентября. В гастролях в Израиле примет участие также и клезмерский ансамбль «Коль симха» из Швейцарии. Выступления знаменитого Театра балета «Базель» приурочены к 70-ти летию установления дипломатических отношений между Израилем и Швейцарией.
Балет Базеля. «Тевье»
Тель-Авивский Оперный театр имени Шломо Лахата
25 сентября, среда, 20:00
26 сентября, четверг, 20:00
Театр балета «Базель» из Швейцарии. «Тевье»
Хореография - Ричард Уэрлок
Музыка - Оливье Труан
Сценография - Брюс Френч
Костюмы - Кэтрин Воэффрей
Свет - Джордан Туинман
Видео - Брюс Френч, Табея Ротфукс, Жан Жак Шаффнер
Драматургия - Беттина Фишер
При участии ансамбля клезмеров «Коль Симха» («Швейцария»)
Заказ билетов в «Браво»: в кассе Оперного Театра Тель-Авива: 03-6927777.
Текст подготовила Маша Хинич
Фото: Lucia Hunziker Photography
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting