«Плохой мальчик» и суперзвезда современного балета Сергей Полунин выступит в Израиле в разных амплуа.
Как всем вам уже хорошо известно, Сергей Полунин вскоре поразит нас моноспектаклем SACRÉ на музыку Игоря Стравинского. Но это далеко не всё: эпатажная икона современного балета еще и разъяснит, почему хороший человек совершает странные поступки. С этой целью он везет нам одноактный балет «Фальшивая улыбка» английского хореографа Росса Фредди Рея для 9-ти танцовщиков.
Сей балет, сопровождаемый клезмерской музыкой в обработке польского ансамбля «Kroke», исследует природу искушения. Полунин выступает здесь в роли той самой чистой души, скрытой под маской, которая поддается соблазну и подчиняется воле условного злодея.
В общем-то, это не только балет, но и клоунада, в которой участвуют семеро юношей и две девушки. Фантомы с выбеленными лицами, выразители тех или иных страхов или настроений главного героя. А может, и его alter ego. Ведь действие разворачивается в его, героя, сознании, в его фантазиях. Герой Полунина – вечный Пьеро, белый клоун, которого дергает за ниточки злой Кукольник, а может, Арлекин. Пьеро подвергается побоям, но пытается остаться человечным. Совершая полеты над сценой и падая на нее в изнеможении.
Что ж, вот вам и слепок автобиографии Сергея Полунина, вечного бунтаря, выступающего против установленных порядков и сражающегося с ветряными мельницами. Хотя каждый, безусловно, будет трактовать «Фальшивую улыбку» по-своему.
Балет «Фальшивая улыбка» при участии Сергея Полунина и 9 танцоров будет исполнен в первом отделении, а во второй части вечера суперзвезда мирового балета Сергей Полунин, которого сравнивают с Нуреевым и Барышниковым, выйдет на сцену со спектаклем-монологом SACRÉ, поставленным для него японским хореографом Юкой Оиши. В своей работе Юка переосмысливает «Весну священную» Стравинского, и не случайно: это мощное соло вдохновлено словами Вацлава Нижинского, первого хореографа культового балета, поставленного им в 1913 году для «Русских сезонов» в Париже: «Я боюсь людей, ибо они меня не чувствуют, а понимают».
Этот спектакль можно сравнить с шедеврами ар брют (art brut) – искусства маргиналов и бунтарей, балансирующих на грани между безумием и гениальностью. Именно такой личностью был блаженный Вацлав Нижинский, которого Дебюсси называл «слишком гениальным». На той самой премьере «Весны» случился жуткий скандал, когда парижанки разных сословий лупили друг друга ридикюлями по голове, визжа и топоча ногами. Новый вид первобытности в искусстве поверг господ и потаскух в неслыханное замешательство; из хаоса возникли невиданные формы.
Теперь Сергей Полунин танцует Вацлава Нижинского в спектакле для одного человека. Спектакле, основанном на биографии легендарной личности, точнее, разных личностей, которые живут в одном теле. Здесь и Фавн, и Призрак розы, и Голубая птица, и Петрушка. Это Нижинский, больной душой, а не разумом. Человек чувствующий, а не думающий. Шут в Боге.
«Нижинский – легендарный танцовщик и хореограф, – говорит Юка Оиши. – Когда я услышала музыку «Весны священной» (Le Sacre du printemps) Стравинского, всё идеально сошлось. В этой работе я попыталась приблизиться к человеческой природе, а не к безумию. Я хотела работать со светом и тенью, с фактами и эмоциями, с тем, что есть во всех нас. SACRÉ – это напряженная, лаконичная история преследований, сомнений и внутренних конфликтов, рассказанная универсальным языком танца. Однажды «Весна священная» уже потрясла публику – произведенный ею эффект был подобен разрыву бомбы и ознаменовал новую эру в истории музыки. Сегодня SACRÉ воплощает в себе эволюцию балета на новом витке».
С Нижинским японского хореографа Юку Оиши связывает многое, в том числе тот факт, что в 2002 году она начала танцевать в прославленном Гамбургском балете Джона Ноймайера, известного специалиста по Нижинскому и большого поклонника «Русских сезонов». Но когда вы смотрите танец Полунина, вам кажется, что он рождается на ваших глазах, здесь и сейчас – и не было никаких выученных поз, а есть лишь внутренний импульс, и зашкаливающие эмоции, и его собственное чувство Нижинского. И его умение летать.
Сергей Полунин даст всего два представления в Израиле – 12 сентября, в четверг, в «Центре Конгрессов» Хайфы и 14 сентября, в субботу, в «Гейхал ха-Тарбут» в Тель-Авиве. Начало спектаклей в 20:30.
Организаторы гастролей – компании YM Productions, а также Stardust Entertainment и Standard.
Автор текста: Лина Гончарская
Photos: Alice Das Neves - Das Neves Photography
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting