«Гвоздики» Пины Бауш. Оглянись в любви
Загадка, имя которой – Пина Бауш, так и не разгадана. В середине ближайшего октября в Тель-Авиве будет показан балет «Гвоздики» Театра танца легендарной и неустанной исследовательницы человеческих душ Пины Бауш. Вряд ли, кто сможет приблизиться к объяснению тайны ее хореографии, воздействия ее танцев, но мы сможем прикоснуться к этой причудливой и ностальгической тайне, к ее беспрецедентному искусству, ощутить вибрации энергии Пины Бауш.
Хотя почему танец? Пина Бауш, безусловно эпатажная фигура, называла свою группу «Театром танца», ее балеты – это спектакли, драматические представления, перформансы, видео-инсталляции, театра бессознательного, синергия всех искусств и чувств, эмоций и логики. Или полного отсутствия логики. На сцене может быть вода, земля, тысячи гвоздик. Ее танцы – это дневники городов, судеб, жизни, захлестывающие, уносящие, вызывающие рыдания столь же бурные, как и радость. На ее спектаклях не оставляет ощущение спонтанности, в ее балетах тонешь, но «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали», – однажды сказала она, плетя свои метафоры-движения на грани абсурдности, провокации, вызова.
«Гвоздики» - сюрреалистическая элегия, спектакль о странностях жизни, об иллюзорном рае - балет, созданный ей в 1982 году, будет показан в Тель-Авиве с 17 по 22 октября. «Гвоздики» - это серия историй, полных смеха и меланхолии, историй о власти и контроле, об освобождении через смех, об иронии и интеллекте, эмоциях и образах. Истории, полные метафор – мягких и зловещих. Основным музыкальным мотивом этого спектакля стала песня Джорджа Гершвина «Человек, которого я люблю». Каждым своим балетом Пина Бауш убеждала, что надо любить, и потому в «Гвоздиках» спрашивается, возможна ли любовь в мире, в котором мы живем.
«Она показала нам другой способ преодолеть наши страхи и больше не чувствовать себя заточенным в наших телах. Она передала концепцию свободы, открыла в самой себе скрытый язык» - так говорил режиссер Вим Вендерс, снявший о ней фильм «Пина», премьера которого прошла уже после ее смерти. «Она не просто преобразовала современный танец, но и создала новый жанр: танцевальный театр – систему, в которой слова, музыка и движение существуют на равных. Пина Бауш была больше, чем хореограф… Она была театр». Пина Бауш стала одной из ключевых фигур мира танца двадцатого века, одним из самых спорных и провокационных хореографов, отдельной вселенной в мире театра, потоком, который нельзя было остановить или зафиксировать, хотя ее снимали и Феллини в «И корабль плывет», и Педро Альмодовар в «Поговори с ней», и Вим Вендерс, и режиссеры-документалисты. Она стала музой и для Хельмута Ньютона и для Йоджи Ямамото. Нам же остается следовать за ее хореографией, наблюдать, ощущать, пытаться понять ее невербальный язык. Понять то, как она изменила само понятие танца двадцатого века.
«Гвоздики» (Nelken на немецком языке) назван так потому, что тысячи красно-розовых гвоздик покрывают сцену (сценография Питера Пабста). Музыкальное сопровождение эклектично и разнообразно: музыка Луиса Армстронга, Генри Манчини, Куинси Джонса, Софи Такер, Франца Легара, Дюка Эллингтона, Билли Холидей, Франца Шуберта, Ричарда Таубера и Гершвина. Традиционной повествовательной линии здесь нет, связи создаются через чувства и ассоциации, через погружение во внутренний мир человека. «Гвоздики», как и другие балеты Бауш, создавались на основе ее метода импровизации и сотрудничестве с танцорами, бесед с ними, путешествий каждого их них в прошлое, в переживания. Она создала новый тип танцовщиков-индивидуальностей. «На сцене должны быть личности, а не танцоры. Мне хотелось, чтобы они выглядели как люди с улицы, которые танцуют», - говорила Пина и продолжала: «Мои спектакли не растут от начала до конца. Они растут изнутри - наружу». Поэтому так легко найти себя в ее балетах, сохраняемых благодаря Фонду Пины Бауш, основанным ее сыном Саломоном Баушем в 2009 году.
Сегодня «Танцтеатр Вупперталь - Пина Бауш и танцоры» продолжают развивать ее наследие, новое поколение танцоров из 16 стран изучает ее репертуар. Она повлияла на всех, у нее была масса последователей, подражателей и поклонников. Знаменитые танцоры и хореографы, член Немецкой Академии Искусств Рейнхильд Хоффман и заслуженный профессор Фольквангского университета и обладатель Ордена Искусств и Литературы Сюзан Линке, являются продолжателями дела Пины Бауш и важными новаторами немецкого Танцтеатра. Выдающаяся бельгийская танцовщица и хореограф, основатель школы современного танца PARTS, Анна Тереза де Кеерсмакер, бельгийский хореограф и режиссер Ален Платель, основатель Eastman Сиди Ларби Шеркауи – все они черпали вдохновение из работ Пины. У нее были и остались сотни тысяч зрителей. И мы среди них…
А до этого была история: в 1920-е годы, на основе идеи об объединении всех видов сценического искусства (танца, музыки и драматургии) одного из основателей свободного, экспрессивно–пластического танца Рудольфа фон Лабана, в немецком городке Эссен создается Высшая школа Фолькванг, куда в 1955 году на просмотр танцевальной студии ученика Лабана, Курта Йосса, приходит пятнадцатилетняя девочка, чьи родители держали пивной ресторанчик. Кстати, сам термин «танцтеатр» появился именно благодаря Курту Йоссу. «Танцтеатр» включил в себя методы постмодернизма – бесконечную иронии и самоиронию, деконструкцию и нарушение всяческих границ. Пина Бауш четыре года, с 1955 по 1959, училась у Курта Йосса, а затем три года провела в Америке, где училась танцу у Энтони Тюдора, основоположника психологического балета, танцевала в «Новом американском балете» и в театре «Метрополитен-опера». В 1961 году она вернулась в Германию, стала солисткой труппы «Фолькванг–балет», а в 1969 году его художественным руководителем. В 1973 году Пина Бауш возглавила балетную труппу Вуппертальского театра оперы и балета, практически сразу переименовав его в «Танцтеатр».
Пина Бауш изменила танцевальный мир раз и навсегда. Также навсегда она изменила и городок Вупперталь, хотя ее первые, полностью лишенные манерности работы были приняты не сразу. Ее экспрессия, феминизм, отказ от классических балетных норм, запутанные сюжетные линии – все это было непривычно. В звукоряд ее спектаклей включались шансон, джазовые импровизации, оперетта, детские песни, музыка композиторов-авангардистов, аранжированная классика.
«Ее невозможно было прогнозировать. Она удивляла и потрясала новыми идеями. Загадка – где она черпала столько всего нового, и в каждом спектакле всегда чувствовалось ее присутствие», – говорит испанский хореограф Начо Дуато. Эти слова можно в полной мере отнести и к балету «Гвоздики». Гвоздики — любимые цветы Пины, «Гвоздики» - балет, благодаря которому имя Бауш навсегда останется на страницах истории танца. Каждый цветок на своем месте. В начале спектакля танцоры чересчур осторожны, изрядно нежны. Они не прикасаются к цветам даже кончиками пальцев. Но после двух часов от аккуратности на опустошенной сцене не остается и следа. Вся она - чувство, шок, восторг, смех и плач, глубинные струны сердца. Весь он – танец Пины Бауш.
Театр танца Пины Бауш. «Гвоздики»
Хореография: Пина Бауш
Дизайн сцены: Питер Пабст
Дизайн костюмов: Марион Цито
Либретто: Раймунд Ходж
Музыкальный редактор: Маттиас Буркерт
Шесть представлений в Оперном театре Тель-Авива:
17 октября, четверг, 20:00
18 октября, пятница, 13:00
19 октября, суббота, 20:00
21 октября, понедельник, 20:00
22 октября, вторник, 20:00
23 октября, среда, 20:00
Посмотреть видео:
https://vimeo.com/261291482
https://www.youtube.com/watch?v=pP7CTHgBfv0
Заказ билетов в кассе Израильской оперы: 03-6927777
Текст подготовила Маша Хинич. Фото: Oliver Look.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting