Портал ISRAland - израильские новости


23 Ноября 2024 [22 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Разделы новостей
Новости раздела
Встретим Хануку и Новый год с Пеппи Длинный Чулок в Театре Zero 09:45 21/11
Встретим Хануку и Новый год с «Пеппи Длинный Чулок» в Театре Zero
Winter Dreams в Иерусалимском ботаническом саду 20:35 17/11
Winter Dreams в Иерусалимском ботаническом саду
Мечта 20 века - необычный концерт Иерусалимского симфонического оркестра 14:11 17/11
«Мечта 20 века» - необычный концерт Иерусалимского симфонического оркестра
Super Jazz Леонида Пташки на Мертвом море 14:08 17/11
Super Jazz Леонида Пташки на Мертвом море
Дворжак | Бетховен – концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре 09:32 14/11
Дворжак | Бетховен – концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре
Реквием, обращенный к будущему 21:33 13/11
Реквием, обращенный к будущему
Все новости раздела
Новости без политики

Борис Березовский: «Гениальность узнаешь по первому аккорду»

Раздел: Афиша


Играть для него все равно, что дышать. «Новый Рихтер» и баловень судьбы, один из самых востребованных пианистов наших дней, лауреат конкурса Чайковского Борис Березовский в преддверии гастролей в Израиле рассказал Елене Шафран, почему оркестру не нужен дирижер и за что он обожает Веничку Ерофеева.

- Борис! Добрый день! Около года назад вы дали первый концерт в Израиле, в Зихрон-Яаков в центре искусств ELMA, где вышли на сцену в шортах. Вы намеренно эпатировали публику или была какая-то другая причина?

- Это был фестиваль «LaFolleJournee», по-русски - «Безумные дни», когда три дня подряд музыка звучит нон-стоп. Это своеобразный марафон, музыканты дают концерты продолжительностью 40 минут друг за другом. Я прилетел в Израиль после других гастролей, каждый день у меня были перелеты, концерты, встречи.

Соответственно, мой концертной костюм был измят. Прилетел я в Израиль в пятницу, а концерт в Зихрон-Якове был назначен на воскресенье. И, конечно, ни в пятницу, ни в субботу, никто не согласился почистить и привести в порядок мой костюм. Шабат. Типично израильская история. И невозможно было это уладить ни за какие деньги.

- Если надо будет в следующий раз, я вам постираю даже в субботу. Без проблем.

- Спасибо. Я же играю чистую, божественную музыку и невозможно выйти на сцену в грязном концертном одеянии. И я решил наплевать и сыграл в шортах. Мой партнер был во фраке, а я был в шортах.

- Как публика реагировала?

- Народ улыбался, фотографировал. А второй раз я выступил в Израиле без концертного платья, когда отдыхал в Эйлате. Я обожаю это место. Но, несмотря на прекрасный отдых, мне надо было заниматься.

Инструмент нашелся в музыкальной школе. Директор попросил сыграть концерт для школы. Снова пришлось сыграть в курортном одеянии.

- Но в этот раз возьмете в Израиль фрак?

- Приличный костюм! Вообще-то, это традиция 18-19 веков играть во фраках. Тогда было принято одеваться на концерт особым образом и для публики. А сейчас почему-то считается, что только исполнитель должен быть красиво одет. Я недавно был в Большом театре на гениальном балете «Раймонда». Звучала божественная музыка, все было так красиво, а я был в джинсах. И в первый раз мне стало неудобно. И я подумал, что нельзя пускать людей на такой балет в простой одежде. В Большом должен быть дресс-код. Я бы мечтал и на своих концертах тоже ввести дресс-код.

- Тогда в фойе шампанское!

- За мой счет! С удовольствием.

- Что вы будете играть в Израиле?

- Я исполню произведения Скрябина и Рахманинова. Это два гения, которых я обожаю. Два композитора с абсолютно разной философией, но для меня это всегда дуэль. Рахманинов - это очень религиозная музыка, она основана на колоколах, на песнопениях. А Скрябин отрицал христианство, исповедовал культ Дионисия и философию «Я есть Бог». У Скрябина - космос, мистика, оккультные науки. У Рахманинова - погружение в христианскую традицию смирения. Эти два композитора - совершенные противоположности. И это меня всегда интересовало. Меня привлекает контраст и то, как добиться красивого звучания и в том, и в другом случае. Какое-то время я даже считал, что Скрябин не русский композитор. Всё имеет свои корни и Скрябин, как считают, вышел из Шопена. У него есть очень красивая и грустная музыка, в которой вдруг появляется невероятный экстаз. Моя скрябинская программа включает полностью тот период, когда он стал тем Скрябиным, который отрицал все. Отрицал Христа, отрицал влияние других на свое творчество и стал великим, неповторимым и гениальным композитором. Когда я играю эту программу, у меня всегда получается дуэль. Внутренняя дуэль, которая и во мне живет. В ней иногда побеждает Рахманинов, иногда Скрябин. Каждый раз я не знаю, каков исход этой дуэли.

- От чего это зависит?

- Не знаю. Возможно, от того, что в данный момент побеждает в моей душе: христианское смирение, либо ощущение, что ты сам Бог и можешь все. Эта программа отражает мое личное отношение к двум гениям и внутреннюю борьбу. В их музыке возникает много персонажей, они очень разные, и уникальность программы в том, как они соединяются все вместе.

- Вы так говорите о композиторах, как будто они живые. Вы их чувствуете, осязаете? Если говорить о мистике, вы с ними в контакте?

- Нет, мне ни Скрябин, ни Рахманинов ни разу не снились, если вы это имеете в виду. Хотя недавно с Прокофьевым во сне разговаривал. Сон был очень смешной. Ко мне подошли какие-то люди и спросили, не хочу ли я с кем-нибудь из умерших поговорить?

Почему-то я сказал Прокофьев. И буквально через мгновение вижу, стоит Сергей Сергеевич Прокофьев. В длинном пальто, в шляпе, а рядом машина. Я подхожу и говорю: «Сергей Сергеевич, я обожаю вашу музыку и ваш поклонник…». И это правда абсолютная. «Но скажите, четвертый концерт…» Не люблю я этот концерт. Не могу я его понять. Пытался учить, бросал, потому что неинтересно мне его играть. И говорю я Прокофьеву: «четвертый концерт неудачное сочинение?» Он сказал: «Борис, вы глупец…» Потом сел в машину и уехал.

- Вы придумываете!

- Я вам клянусь абсолютно всем, что у меня есть. Такой был сон и разговор был короткий.

Гении, конечно же, живые. И композиторы-классики вызывают во мне бурю эмоций, и я могу их слушать и играть бесконечно. Особенно Рахманинова и Скрябина.

- Может быть, это какое-то веяние времени, что они сейчас и звучат, и актуальны.

- Это классика. Я недавно ходил на спектакль «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Насколько же все, написанное им, актуально. В мире ничего не меняется. Все темы известны. Но когда Шекспир пишет об этом поэтично и красиво, слушаешь, как завороженный. Вот это классика.

- А исполнительское искусство меняется сейчас? Появляются новые исполнители, молодые виртуозы. Что нового в мире музыки с этой точки зрения?

- Увеличивается количество публики, увеличивается количество концертных залов и, соответственно, исполнителей. И со временем все больше будет пианистов и все больше концертов. Сейчас происходят какие-то чудесные вещи. Люди, которые никогда не играли, и их никто не знал, становятся известными. И играют они великолепно. Многие восхищаются их записями в youtube. Это очень здорово.

- И вам как профессионалу это нравится? А как же школа?

- Это все преувеличенно. Рихтер был самоучкой. Аркадий Володось учился хоровому пению, а сегодня пользуется бешеной популярностью. Глена Гульда играть научила его мама. Лука де Барк, который на прошлом конкурсе произвел фурор в Москве, тоже любитель. Я считаю, что талант важнее, чем школа.

Школа дает технику, определенные направления. И, если у человека нет таланта, она может скрыть этот недостаток, но ненадолго. В результате только самые талантливые остаются. Любовь гораздо сильнее, чем профессионализм. Школа - это хорошее исполнение. А талант передает энергию, восторг перед сочинением, и это очень важно.

Величайшие композиторы не были профессионалами. Чайковский учился на юриста и вдруг почувствовал тягу к написанию музыки. Да, он изучил в консерватории контрапункт. Но почему Чайковский стал Чайковским? Потому что он гений.

- И это говорит человек, который с детства учился и учился.

- Я - продукт школы. Начал играть в четыре года, а может и раньше. И по сей день занимаюсь три-четыре часа ежедневно, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Это необходимо и не так много. Но я люблю разнообразие. Обожаю театры. Очень люблю плавать.

Поэтому Новый Год я всегда встречаю у вас в Эйлате. Обожаю плавать. Это состояние невесомости в воде и вокруг рыбы и кораллы. Такое впечатление, что ты в раю.

- Вы увлекаетесь народной музыкой разного характера. У нас в Израиле есть музыка «мизрахи» - восточная музыка. Звуковой фон в Израиле совершенно отличается от фона российского. Как вы относитесь к восточной музыке такого плана?

- Прекрасно отношусь: восторг и экстаз. С дочкой недавно были в клубе, где звучала африканская музыка. И знаете, какое удовольствие мы получили!

Народная музыка - это чудо. В ней столько радости и непосредственности. Жить хочется.

- Африканская музыка выстроена на ритмах. А русская народная?

- Если вы послушаете кантату «Курские песни» Свиридова, то поймете, что они полифоничны и ритмичны: в них ритм меняется постоянно. Чудные, изумительные песни. Так пели когда-то в деревнях. И «Весна священная» Стравинского основана на фольклоре. Произведение это считается революцией в классической музыке, а на самом деле это возвращение к забытым истокам. Просто в советское время фольклор подогнали под официоз и примитив. Свиридов жаловался, что русские разучились петь свои песни, и очень переживал по этому поводу. Всё перевели в простую четырехдольную эстраду. «Калинка-малинка» это не фольклор, это «а ля фольклор». Произошла подмена.

- Что сейчас в музыкальном тренде?

- Не знаю. Я уже не подвержен модным влиянием. Что касается музыки, я тверд в своих пристрастиях к классике и фольклору, и меня не переубедить.

- Как строилась ваша карьера? Когда вы себя почувствовали артистом, музыкантом? Не было ли у вас звездной болезни?

- Нет, звездной болезни у меня не было, потому что есть одна формула, которой научил меня мой учитель, и я ее строго придерживаюсь. Исполнителей талантливых очень много, но композитор один. Все играют Бетховена, Шопена, Баха... Поэтому как исполнитель, ты не можешь быть выше композитора.

Дальше: композиторов много, Бог - один. В этом разница между композитором и Богом. Так вот, я нахожусь в конце этой цепочки. Я не могу себя поставить выше ни композитора, ни выше Бога. С этой схемой мне звездная болезнь не грозит.

- Конкурс Чайковского, все равно, что взлетная полоса. Как вы себя ощущали?

- Когда ты молодой, это все интересно и задорно. Со временем впечатления притупляются. Но, что я очень хорошо помню, были и завистники. Были люди, которые подходили и говорили, что я не заслужил эту первую премию. Я - за здоровую конкуренцию и люблю когда кто-то хорошо играет. Она просто необходима. Меня это вдохновляет.

- В этой конкуренции есть «чистое искусство»? Где оно сейчас?

- В классике, безусловно. В произведениях классиков, которые остались вне времени. Популярность держится на сиюминутности. В артиста вкладывают деньги, продают его. Испытание временем это и есть признак «чистого искусства».

- Что для вас критерии одаренности? Вы можете сразу сказать, что ученик одарен музыкально?

- Безусловно. Дарование проявляется сразу.

Объемность и качество звучания, полифоничность мышления, пластика. Это все либо дано, либо нет. Их, конечно, можно развивать. Но если способностей нет, это слышно с самого начала. Гениального пианиста узнаешь по первому аккорду.

- Вы жили в Лондоне, в Брюсселе. Почему вы вернулись в Москву?

- Мне Москва нравится. Гениальные театры, феноменальные клубы, много возможностей, неожиданностей. Москва динамичный, классный город. И Питер замечательный город.

- Вы часто гастролируете. Сколько времени в Москве вы проводите в среднем?

- Сейчас гораздо меньше, потому что я отказался играть с дирижерами.

- Почему?


- Это эгоисты и никому не нужные люди. Я считаю, что для игры с оркестром дирижеры не нужны. Есть камерная музыка в большом составе, и там дирижер совсем не нужен.

- Камерному оркестру не нужен дирижер?

- И симфоническому тоже не нужен. Музыканты прекрасно играют, поверьте мне. Самая большая ошибка и проклятие классической музыки - это дирижеры.

Теперь я играю без дирижера и, естественно, огромное количество концертов отпало. И у меня появилось много времени, я наслаждаюсь жизнью, у меня есть ученики, я занимаюсь спортом.

- На инструменте какой марки вы играете. Сколько у вас инструментов?

- У меня дома три рояля: «Стенвей», «Бештейн», «Москва». Еще «Ямаха». Четыре инструмента. Во всех крупных концертных залах обычно стоит «Стенвей».

- Говорят, у музыканта свои отношения с инструментом. Есть такие истории?

- Это у скрипачей. А у нас, пианистов, какие могут быть отношения? Отношения короткие, но буйно страстные.

- Вы коренной москвич и росли на Арбате. Вы помните ту Москву свою, арбатскую?


- Детские впечатления очень размыты. Что у меня было? Только музыка. Я сравнивал интерпретации, слушал симфонии. Это был мой детский мир.

- Расскажите о своей любви к Венечке Ерофееву.

- В свое время мы хотели сделать пьесу из его записных книжек. Венечка Ерофеев, для меня абсолютный идеал. Он независим, абсолютно свободен. Он был феноменально одарен, все ему прочили невероятную карьеру. А в результате он прокладывал какие-то кабели в Подмосковье и умер бессребреником.

Мало кто знает, что у него есть сочинение о Стравинском. В общественном сознании он до сих пор ассоциируется с алкоголиком, который написал «Москва-Петушки», но прочитав его записные книжки я понял, что объем его знания чудовищно огромен. Я понял, что значит мозг гения.

Борис Березовский. Фортепианные вечера.

Хайфа, «Аудиториум», 27 марта, пятница, 20:00
Тель-Авив, зал «Смолларш», 28 марта, суббота, 20:00
Ашдод, Центр сценических искусств, 29 марта, воскресенье, 20:00

В программе:

1 отделение
Александр Скрябин. Поэмы и Сонаты №4,5,9
2 отделение
Сергей Рахманинов. Фортепианные транскрипции
Сергей Рахманинов. Соната №2

Заказ билетов - http://bit.ly/2mrMlql

Организатор гастролей - продюсерская фирма Rest International

Фото Бориса Березовского - © Юрий Богомаз. Предоставлено фирмой RestInternational

Читайте последние новости раздела "Афиша":
Встретим Хануку и Новый год с «Пеппи Длинный Чулок» в Театре Zero →
Winter Dreams в Иерусалимском ботаническом саду →
«Мечта 20 века» - необычный концерт Иерусалимского симфонического оркестра  →
Super Jazz Леонида Пташки на Мертвом море →
Дворжак | Бетховен – концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре →
Реквием, обращенный к будущему →
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Портал ISRAland - новости Израиля

Отправить на e-mail   Распечатать

Другие новости
Новости партнеров
Американские новости
Последние новости ISRA.com


Кац отказался от методов предшественника
Кац отказался от методов предшественника
Чем завершились попытки оставить Израиль без американского оружия?
Чем завершились попытки оставить Израиль без американского оружия?
Владелец «TikTok» - самый богатый человек в Китае
Владелец TikTok - самый богатый человек в Китае
Иран объяснил, как ответит на резолюцию МАГАТЭ
Иран объяснил, как ответит на резолюцию МАГАТЭ
СМИ: высоки шансы на перемирие
СМИ: высоки шансы на перемирие
Платформа «Twitch» запретила слово «сионист» как оскорбление
Платформа Twitch запретила слово сионист как оскорбление
Объявления на ISRA.com


Добавить объявление


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Загрузка файлов | Форум | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Если вы заметили орфографическую ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции.
При перепечатке гиперссылка на Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

Система Orphus