Любители музыки предпочитают самостоятельно записывать компакт-диски, а не покупать готовые. Меломаны скачивают музыку из Интернета или покупают новый альбом вскладчину, после чего самостоятельно изготавливают CD-копии на домашнем компьютере. Качество подобной записи практически не отличается от качества CD, продаваемых в магазинах. Это наносит серьезный ущерб индустрии грамзаписи и лишает музыкантов значительной части доходов, получаемых за счет продажи их произведений на компакт-дисках и аудиокассетах.
По данным консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers в 2002 году продажи музыкальных компакт-дисков в США уменьшились на 9%. В 2002 году было продано 33.5 млн. копий десяти наиболее популярных альбомов, записанных на CD - вдвое меньше, чем в 2000 году. Эксперты считают, что причиной этого послужило не самодеятельное копирование легально купленных альбомов, а Интернет. Многолетняя судебная борьба владельцев авторских прав с сайтом Napster, предоставлявшим возможность свободного доступа к колоссальному количеству современных музыкальных записей, продолжалась несколько лет и, фактически, закончилась безрезультатно. Сайт прекратил функционировать, но его дело продолжили иные проекты.
Ряд сайтов - таких как LimeWire, iMesh, Grokster, Audiogalaxy - ныне предоставляют пользователям Сети возможность бесплатного пользования музыкальной фонотекой, используя программное обеспечение P2P. Ее идеология проста и остроумна: музыкальные записи не копятся на одном сервере, который легко закрыть. Пользователи программы P2P могут получать записи с миллионов независимых компьютеров. К примеру, по данным маркетингового агентства Nielsen/NetRatings, музыку с портала Kazaa ежемесячно скачивают около 14 млн. человек. Все юридические лазейки, позволяющие свободно использовать аудиоматериалы, закрыть пока не удалось.
По данным Американской Ассоциации Звукозаписывающей Индустрии\The Recording Industry Association of America, ежегодные убытки студий и компаний грамзаписи составляют $300 млн. Члены Ассоциации попытались бороться с врагом на его поле. Для этого был открыт ряд интернет-проектов Emusic, Pressplay, Rhapsody, которые предлагали легальные музыкальные записи. Но популярность этих порталов оказалась невысокой. Пользователей отпугивала ежемесячная плата, которую взимали за пользование фонотеками. Большего успеха достигла компьютерная компания Apple, создавшая портал iTunes, предлагавшая не только более умеренные цены на музыку, но и заблаговременно разработавшая и запустившая в производство портативные компьютерные плейеры, позволяющие слушать музыку, скачанную непосредственно из Инетрнета.
Ассоциация начала кампанию отслеживания в Интернете обладателей больших коллекций музыки в формате. Информацию о подобных коллекционерах, использующих P2P, должны будут предоставлять интернет-провайдеры. В течение десяти недель "черные списки" наиболее злостных пиратов должны быть подготовлены, после чего юристы Ассоциации вчинят им иски о нанесении ущерба. Компании звукозаписи считают действия любителей интернет-музыки обычным пиратством.
Контратака последовала незамедлительно. Любители бесплатной музыки создали организацию Electronic Frontier Foundation (по ее данным 60 млн. жителей США пользуются услугами сайтов, бесплатно предоставляющих музыкальные записи) и развернули кампанию против действий Ассоциации под девизом "Пусть Звучит Музыка"\Let the Music Play. На сайте бесплатной музыки Morpheus размещена петиция, которую каждый желающий может послать своему представителю в Конгрессе\Congress и Сенате\Senate. Electronic Frontier Foundation декларирует, что вопросы с оплатой труда музыкантов следует решать иными путями, не прибегая к запрещениям и карательным акциям, и что борьба со свободным распространением музыки - это, фактически, борьба против свободы информации.
Любопытно, что по данным маркетинговой фирмы Jupiter Research, чем чаще человек скачивает бесплатную музыку через Интернет, чем больше он тратит на покупку "легальных" музыкальных записей. К совершенно противоположному выводу пришла Международная Федерация Фонографической Индустрии\International Federation of the Phonographic Industry: если пользователь Сети скачивает более 20-ти песен в месяц, то он начинает тратить на покупку музыкальных записей меньше средств.
Благодаря деятельности любителей свободной музыки, Интернет постепенно становится одним из мощнейших инструментов "раскрутки" новых музыкальных исполнителей. По данным журнала Advertising Age, в 2002 году был проведен первый эксперимент такого рода. Рекламная кампания певицы Эврил Лавин\Avril Lavigne, поющей в стиле поп-рок, была проведена во Всемирной Сети, а не на радио - и телеканалах в марте 2002 года. За первый месяц рекламы несколько сот тысяч любителей музыки скачали песни Лавин с портала AOL, что обеспечило хорошие результаты продаж ее первого альбома, выпущенного в июле 2002 года. Аналогичные методы для рекламы своих новых альбомов начали применять многие американские музыкальные исполнители.
По данным опросов, проведенных исследовательской фирмой Ipsos-Reid, примерно 23% американцев в возрасте старше 12 лет (более 50 млн. человек), скачивают из Сети музыкальные файлы. Чем моложе человек - чем чаще он пользуется Сетью для получения доступа к музыке. При этом, 43% американцев, опрошенных газетой USA Today и телекомпанией CNN, считают, что подобные действия не нарушают авторских прав и абсолютно законны.