Название программы - «Звезды Нью-Йоркского балета» - не рекламная уловка.
Так оно и есть. В начале марта в Израиле пройдут гастроли группы солистов NYCB – театра «Нью-Йоркский балет», солисты которого подготовили гастрольную программу из работ Джорджа Баланчина, Кристофера Уильдона, Йохана Кобборга и Джерома Роббинса и представят ее в Израиле в рамках мирового турне.
New York City Ballet – одна из лучших в мире нео-классических трупп, основанная самим Джорджем Баланчиным. В ее репертуаре – более 80 постановок, пять из которых будут показаны в Израиле в сопровождении живой музыки.
С этой программой одноактных балетов солисты NYCB путешествуют по всему миру и по США. Программа меняется со временем, часто она сочетается с мастер-классами, лекциями, благотворительностью для детей из малообеспеченных семей. Но это всегда – всегда и без каких-либо компромиссов – первоклассная хореография и высочайший уровень исполнителей.
Программу гастролей в Израиле подготовил нынешний художественный руководитель NYCB Даниэль Ульбрихт, включив в нее пять камерных одноактных балетов: «В ночи» в хореографии Джерома Роббинса на музыку Фредерика Шопена; «Les Lutins» («Шалуны») в хореографии Йохана Кобборга на музыку Генрика Венявского и Антонио Баццини; «После дождя» - постановка Кристофера Уилдона на музыку «Tabula Rasa» Арво Пярта; отрывок из «Бриллиантов» Баланчина на музыку Чайковского и еще один балет Баланчина – «Who Cares» на музыку Джорджа Гершвина.
Общеизвестно, что NYCB – это дитя великого Баланчина, о ком пойдет речь ниже.
А сначала расскажем о Джероме Роббинсе и других хореографах этой программы.
Джером Роббинс - американский балетный классик 20 века. Именно он поставил «Вестсайдскую историю» сначала в 1957-м на Бродвее, а спустя четыре года на большом экране, за что и получил «Оскара». Роббинс ставил самые знаменитые бродвейские мюзиклы - от «Смешной девчонки» до «Скрипача на крыше». В американской же хореографии Роббинс стоит сразу за Баланчиным - именно его Баланчин пригласил в 1948 году в New York City Ballet как сооснователя труппы.
Оба они - выходцы из России (правда, Иеремия Рабинович родился уже в Америке, в 1918-м, в семье еврейского эмигранта). Оба воспитаны на классическом танце (Роббинс учился у самого Фокина и танцевал в его балетах). Всю жизнь Баланчин и Роббинс работали вместе, но свои балеты Джером Роббинс сочинял как личные истории, как хореограф-режиссер, в то время как Баланчин ставил свои балеты по законам музыки.
Джером Роббинс говорил, что «каждый балет должен создавать незнакомый и совершенно новый мир, где все должно быть правдоподобно согласно законам устройства этого мира, и задача хореографа - убедить и уверить зрителя в этой достоверности». «В ночи» - образец балетной любовной лирики - был поставлен Роббинсом в 1970-м году. Это три романтических дуэта, контрастных по настроению, с отсылкой в 19-й век.
Йохан Кобборг - мировая звезда балета, датский хореограф и танцовщик, выпускник школы датского королевского балета и экс-премьер лондонского Ковент-Гардена, приглашенный хореограф NYCB. Кобборг танцевал и ставил везде, буквально везде, по всему миру. В качестве приглашенной звезды он работал в миланском Ла Скала, в Мариинском и Большом театрах, и в других знаменитых балетных труппах мира. В 2013 году Кобборг получил из рук Королевы Дании Маргрете II орден «Данеброг» - одну из самых значимых государственных наград Дании.
«Les Lutins» - шутливый, прелестный балетный номер на музыку Генрика Венявского и Антонио Баццини для трех танцоров и двух музыкантов – поставлен Кобборгом в 2009 году. Номер этот – сверхмузыкальнен: каждый такт остроумно отзывается в движении, делая музыку зримой.
«После дождя» молодого британского хореографа Кристофера Уилдона на музыку Tabula Rasa Арво Пярта - абстрактный одноактный балет, поставленный в 2005-м году. Кристофер Уилдон, как и Кобборг, не обделен наградами, но отдельно стоит упомянуть, что в 2015 году он был удостоен приза фестиваля «Бенуа де ла данс» как лучший хореограф за его «Зимнюю сказку» по шекспировской пьесе, но на сей раз источником вдохновения для него стал не Шекспир, а Арво Пярт.
Кстати, Уилдона сравнивают и с Джорджем Баланчиным, и Джеромом Роббинсом. Родился он в Англии, учился в Лондоне, танцевал на сценах Англии и Нью-Йорка - как раз в New York City Ballet. В 2000 году, в возрасте 28 лет, завершил исполнительскую карьеру и занялся хореографией, став первым штатным постановщиком New York City Ballet с 2001 по 2007 год, и первый же его балет - «Полифония» - оказался сенсацией. Уилдон ставил для многих компаний мира: балетов Бостона, Вашингтона, Сан-Франциско, Колорадо, Пенсильвании, Хьюстона и Американского балетного театра в США, Национального балета и Большого балета Монреаля в Канаде, балета Цюрихской оперы, Национального балета Нидерландов и родного для него Ковент-Гардена. Кроме того, Уилдон создал собственную труппу Morphoses/The Wheeldon Company и поставил номера для церемонии закрытия Олимпиады в Лондоне совместно с Алистером Мариоттом. В 2007 году по заказу Большого театра Уилдон поставил балет «Милосердные» на музыку Третьей симфонии Арво Пярта. На нынешних гастролях он представляет одноактный абстрактный балет «После дождя» на музыку пяртовской Tabula Rasa, сделанный им в 2005 году для New York City Ballet - хореографическую проекцию музыки Пярта в движении, пластическую, медитативную, нежную интерпретацию Tabula Rasa.
И вот, мы подобрались к балетам Баланчина – того гения, без которого бы не было одной из самых популярных в мире трупп - New York City Ballet, выросшей из основанной в 1934 году Баланчиным Школы американского балета, вскоре после того как в октябре 1933 года Баланчин по приглашению Линкольна Кирстейна приехал в США. Свою первую труппу Баланчин и Кирстейн организовали уже в 1935 году, однако из-за проблем с финансированием и администрацией в 1941 году она распалась. На протяжении последующих нескольких лет они неоднократно создавали новые труппы, которые так же быстро распадались. Наконец, в 1946 году они организовали труппу «Балетное сообщество», которая на протяжении двух лет выступала на сцене Центра музыки и драмы Нью-Йорка, после чего вошла в его состав уже как Нью-Йорк Сити балет. В 1949 году ассистентом Баланчина стал Джером Роббинс. В 1964 году труппа переехала в спроектированный Филиппом Джонсоном специально для нее Театр штата Нью-Йорк в Линкольн-Центре.
Имя Джорджа Баланчина (Георгия Баланчивадзе), главной фигуры мирового балета 20 века – в ряду величайших хореографов мира. Именно Баланчин считается основоположником неоклассического направления в мировой хореографии и отцом-основателем американского балета. Его называют «дерзновеннейшим новатором» в искусстве и гением 20 века, законодателем вкусов и одним из лидеров неоклассики. Выпускник Петроградской консерватории, ученик балетной школы при Мариинском театре, после эмиграции в 1924 году – солист и постановщик в «Русском балете» Сергея Дягилева и организатор нескольких балетных трупп. Для New York City Ballet Баланчин поставил более 150 одноактных балетов, один из которых - знаменитый шедевр, первый полнометражный абстрактный балет «Драгоценности» 1967 года в трех частях: «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты». Именно третья часть – «Бриллианты» на музыку Чайковского (Третья симфония, II, III, IV и V части) - будет показана звездами NYCB в Израиле в марте.
Известно, что идея этого балета - сложнейшего по форме и легчайшего по ощущению виртуозного опуса - пришла Баланчину от впечатления, которое на него произвела коллекция знаменитого ювелира Клода Арпельса. Следует заметить, что в коллекции Van Cleef & Arpels не раз появлялись броши и другие украшения в форме танцующей балерины. «Конечно, я всегда любил драгоценные камни, - писал Баланчин. - В конце концов, я ведь восточный человек, я - грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней и решил непременно поставить балет «про камни» (точнее, балет в костюмах, украшенных изумрудами, рубинами и бриллиантами, на музыку Форе, Стравинского и Чайковского).
Название «Who cares?» (который в переводе принято называть «Не все ли равно?») - одному из самых романтичных и безмятежных балетов Баланчина - дано по песне Джорджа и Айры Гершвинов «Who Cares?» 1931 года, использованной для последнего дуэта. Критики называли «Who Cares?» гимном романтике большого города. Премьера этого балета состоялась в 1970 году. Предыстория его такова: в 1937-м Джордж Гершвин пригласил Баланчина в Голливуд для совместной работы над постановкой. Во время работы над музыкой Гершвин скоропостижно скончался, ему было только 38 лет. Спустя 33 года Баланчин поставил балет «Who Cares?» на музыку 16 песен Гершвина, написанных между 1924-м и 1931 годом, среди которых были такие американские поп-шлягеры, как I Got Rhythm, The Man I Love, Embraceable You, My One and Only и другие. Баланчин выбрал песни, которые передают особую атмосферу Нью-Йорка и дух ночной жизни Манхэттена. В них есть место и проникновенным лирическим адажио, и жизнерадостным танцам, наполненным фирменными гершвиновскими упругими ритмами.
Впервые в Израиле: «Звезды Нью-Йоркского балета» в сопровождении живой музыки. Солисты New York City Ballet, одной из лучших трупп нео-классического танца в мире. Художественный руководитель - Даниэль Ульбрихт. В сопровождении скрипача Рафаэля Бутару и пианиста Нуно да Силва Маркеса.
Герцлия, Центр сценических искусств, четверг, 5 марта 2020, 20:30
Герцлия, Центр сценических искусств, пятница, 6 марта 2020, 13:00
Герцлия, Центр сценических искусств, суббота, 7 марта 2020, 16:00
Хайфа, Аудиториум, воскресенье, 8 марта 2020, 20:30
Заказ билетов в кассе «Барак» и в Центре сценических искусств Герцлии.
Текст подготовила Маша Хинич. Фото: Christopher Duggan
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting