Международный фортепьянный конкурс имени Артура Рубинштейна возвращается в Тель-Авив в ближайшем мае уже в 16-й раз и пройдет в двух залах города с 5 по 21 мая 2020 года. Этот конкурс, имена 39 участников которого были объявлены несколько недель назад - один из самых значимых и важных в мире международных фортепианных конкурсов. И, безусловно, самый престижный из всех подобных конкурсов, проводящихся в Израиле. Конкурс имени Артура Рубинштейна – это возможность для публики познакомиться с молодыми пианистами за мгновение до того, как они ворвутся на лучшие концертные сцены мира. А что значит конкурс для самых пианистов? Это станет понятно на их выступлениях, которые пройдут в три этапа. Продажа билетов на концерты конкурса уже открыта для широкой публики по ссылке http://bit.ly/3bKNnTE или по телефону *9066.
Конкурс – это не только три тура соревнований и десятки имен участников. Это значимое и очень заметное событие в мире музыки, существующее с 1974 года. Первые два этапа конкурса представляют собой реситали для фортепьяно соло. В течение третьего – заключительного этапа – конкурсанты играют с камерным составом, классический концерт и «Большой» концерт с оркестром.
Гала-концерт открытия пройдет в Тель-Авивском музее искусств 5 мая 2020 года при участии трех победителей прошлого, 15-го конкурса Артура Рубинштейна (пианиста из Польши Шимона Неринги, румынского пианиста Даниэля Петрицу Чобану и американской пианистки Сары Данешпур) и Иерусалимского Симфонического оркестра.
Первый этап конкурса – сольные концерты – пройдет в Тель-Авивском музее искусств с 6 по 11 мая.
Второй этап конкурса – сольные концерты – пройдет также в Тель-Авивском музее искусств с 12 по 14 мая.
Камерный финал (исполнение с камерным ансамблем) - Тель-Авивский музей искусств, 15 и 16 мая
Оркестровый финал (исполнение с оркестром «Израильская Камерата. Иерусалим»). Гейхал ха-Тарбут, 17-18 мая.
Финальный этап. Выступления с Израильским Филармоническим оркестром. Гейхал ха-Тарбут, 20-21 мая
Информация регулярно обновляется на сайте https://arims.org.il/he/
Начиная с 1974 года Международный фортепьянный конкурс имени Артура Рубинштейна стал центром притяжения для талантливых пианистов со всего мира. Высокий уровень, профессиональное жюри и строгий отбор конкурсантов укрепили позиции этого конкурса в мире, и победа на нем становится для многих молодых музыкантов залогом международной карьеры.
В этом году конкурс, которым с 2003 года руководит пианистка Идит Цви, начнется 5 мая. «Хотя этот конкурс проводится раз в три года уже более четырех с половиной десятилетий, каждый раз я отношусь к очередному конкурсу так, будто он – первый, - говорит Идит Цви. – Мы все время стараемся придумать и внести что-то новое, как, к примеру, отбор сочинений израильских композиторов для исполнения молодыми пианистами. В этот раз совместно с Израильским институтом музыки мы организовали «конкурс для конкурса», решив предоставить как молодым, так и опытным израильским композиторам возможность написать произведения специально для нас. Сорок восемь композиторов подали в анонимном порядке свои сочинения жюри, состоящем из пяти музыкантов. И, в результате, наивысшие баллы получили композитор и альтист Йорам Меюхас за произведение «Toccata Caprice» и израильский композитор и пианист с мировым именем, более известный как джазовый музыкант Алон Нехуштан и его «Прогулка в тени гигантов». Эти сочинения прозвучат на первом и втором этапе конкурса – этапе сольных концертов, наряду с «Three Street Corteges» одного из лучших композиторов Израиля Сергиу Натра, которому в апреле 2020 года исполнится 96 лет. Каждый участник выберет для исполнения одну из этих пьес».
В состав жюри 16-го конкурса вошли 10 музыкантов из разных стран мира (в том числе трое из Израиля) во главе с профессором Арье Варди. В конкурсе примут участие 39 молодых исполнителей в возрасте от 18 до 32 лет. Идит Цви объясняет: «Это сложное соревнование – и как с точки зрения репертуара, так и с точки зрения интенсивности музыкальных соревнований. Участники конкурса, несмотря на молодость, должны быть зрелыми, сложившимися и опытными музыкантами, готовыми к творческим вызовам».
Правила судейства понятны, учитывается личный вкус каждого судьи, но помимо таланта и демонстрации различных стилей игры, внимание уделяется и дополнительным параметрам. «Ориентиром для нас является личность самого Артура Рубинштейна, уникального музыканта, обладавшего широчайшим репертуаром, глубоко любившего музыку и демонстрировавшего столь яркий характер ее исполнения. Но наша цель и в том, чтобы участники конкурса могли бы выразить собственную интерпретацию, сохраняя верность авторскому стилю».
Стоит отметить, что одна из целей конкурса - знакомство широкой публики с классической музыкой, попытка сломить стигмы и предубеждения против классики. Поэтому одна из задач организаторов конкурса - сделать его доступным для широкой публики и, особенно, для периферийных районов страны. «Многие сторонятся классики, считая, что она предназначена только для элиты – продолжает Идит Цви. - Но как только вы начинаете регулярно слушать классическую музыку, то становитесь ее пленником и понимаете, что она доступна и прекрасна. Наша цель - привлечь как можно больше молодых людей, чтобы доказать им, что жанр классической музыки не так страшен, как кажется».
Периферийный проект начался еще в рамках предыдущего, 15-го конкурса, когда концерты двух финальных вечеров транслировались в прямом эфире в трех разных периферийных городах Израиля. На сей раз, формат этих трансляций расширен до пяти площадок: Нетивот, Шаар ха-Негев, Ор-Акива, Акко и Эмек-Израэль. Организаторы конкурса также решили ввести приз «Любимец публики» в этих местах: каждый населенный пункт выберет наиболее полюбившегося музыканта, и после конкурса названный ими финалист проведет концерт в этом месте.
Более того, дети и родители из этих населенных пунктов, решившие увидеть как проходит конкурс в реальности, смогут приехать в Тель-Авив за счет амуты конкурса имени Артура Рубинштейна на концерты двух первых этапов. «Мы хотим, чтобы они впитали саму атмосферу происходящего в концертном зале. Позже, когда они увидят финальные концерты на экранах, у них уже будет чувство принадлежности к этому мероприятию. Я бы хотела, чтобы у нас была возможность собрать всех, кто хочет приехать послушать выступления на конкурсе, но технически это, увы, невозможно» – подытоживает Идит Цви.
Наибольшее количество конкурсантов приедет из азиатских стран (15 участников из Китая, Японии, Тайваня и Южной Кореи), за которыми следуют страны Восточной Европы (10 участников из России, Украины, Словении, Польши); 7 участников из Западной Европы, 3 из Израиля; 2 из Грузии и 2 из США.Самому младшему конкурсанту -18 лет, самому старшему - 31 год.
Особо стоит отметить, что среди участников нынешнего конкурса два молодых пианиста, входивших в состав «юношеского жюри» конкурса 2017 года- израильтянин Моти Фанг-Бентов и Давид Харикули из Грузии.
В состав жюри входят: Хунг-Куан Чен (США), Томас Дуйс (Германия), Тайзер Элиас (Израиль), Кристофер Элтон (Великобритания), Павел Гилилов (Германия), Томер Лев (Израиль), Менахем Пресслер (США / Израиль), Крейг Шеппард (США), Кири Те Канава (Новая Зеландия) и Арье Варди (Израиль), председатель жюри. Наряду с профессиональным жюри, семь юных музыкантов будут выступать в качестве участников «юношеского жюри» («судьи завтрашнего дня»).
С момента создания конкурса в 1974-м году по инициативе Якова Быстрицкого в сотрудничестве с Артуром Рубинштейном, возглавлявшим жюри первых двух конкурсов, организация и динамика подобных конкурсов в мире существенно изменилась. Сорок шесть лет назад конкурс Артура Рубинштейна, проходящий ныне каждые три года, был одним из немногих международных музыкальных конкурсов в мире. Сегодня практика таких конкурсов стала повсеместной. Тем не менее, конкурсу имени Артура Рубинштейна на протяжении четырех с лишним десятилетий удалось сохранить уникальный характер, стиль и главное – ту неповторимую и узнаваемую ауру, которая позволяет находить новые молодые таланты, формировать новое поколение музыкантов.
Конкурс за эти годы получил полное признание профессиональных музыкантов. За прошедшие годы было проведено пятнадцать конкурсов; в них приняли участие более шестисот пятидесяти пианистов, из которых около пятидесяти стали лауреатами. Всего членами жюри были более двухсот всемирно известных музыкантов (напомним такие имена, как Марта Аргерих, Пнина Зальцман, Дмитрий Башкиров, Элисо Вирсаладзе, Лазарь Берман, Владимир Крайнев); общий призовой фонд составил более полумиллиона долларов; сотни волонтеров помогали и помогают конкурсу, не говоря уже о многочисленных зрителях, поддерживающих музыкантов на всех трех этапах.
С 2003 года конкурсом руководит пианистка Идит Цви, основательница фестиваля «Коль ха-музика» в Кфар-Блюм. А первым бессменным генеральным директором конкурса на протяжении тридцати лет (1974-2004) был Яков Быстрицкий. Он сам был прекрасным музыкантом, но, репатриировавшись в Израиль, начал работать как импресарио. В 1956 году в Женеве собрались крупнейшие специалисты в этой области, чтобы организовать всемирную ассоциацию международных конкурсов. Среди них был и Яков Быстрицкий. Когда в 2006 году Ассоциация отмечала свое пятидесятилетие, на этот юбилей в качестве почетного гостя приехал и Яков Быстрицкий. Долгие годы Быстрицкий возглавлял также международный центр имени Шопена в Польше и являлся членом оргкомитета одноименного конкурса.
Его приглашали в качестве советника конкурсов во многие страны – в Грузию, Португалию, Россию, Польшу, Японию. Он знал все основные европейские языки, включая русский, и был лично знаком с Ван Клиберном, Кириллом Кондрашиным, Мартой Аргерих, Святославом Рихтером, Эмилем Гилельсом, Леопольдом Стоковским, Леонардом Бернстайном и, конечно, Артуром Рубинштейном, которого Быстрицкому удалось уговорить на создание конкурса его имени в Израиле.
Польский музыкант Артур Рубинштейн – личность легендарная. Его музыкальный путь начался в 1900 году в Берлине, а завершился в 1976-м в Лондоне. С его именем связано много открытий в искусстве ХХ века. Оно давно уже стало легендой в истории исполнительского искусства современности. Ни об одном пианисте XX века не было написано столько книг, статей и репортажей, не высказывалось столько самых разнообразных мнений. Он первым познакомил многих с произведениями Стравинского и Шимановского, положил начало мировой известности Вила Лобоса, Альбениса, Гранадоса и де Фальи, был изумительным интерпретатором сочинений Равеля, Пуленка, Мийо. Игра на рояле была для него не просто профессией – она составляла сущность его «я», становилась естественной формой его существования. Жизненная философия и мощный стимул творчества позволяли Рубинштейну и его искусству всегда оставаться молодым. «Я считаю себя счастливейшим человеком среди всех, кого мне довелось встретить, – говорил Рубинштейн. – Когда я сажусь за рояль, я безумно счастлив». Остается только пожелать испытать подобные чувства и участникам пятнадцатого конкурса его имени. Четвертый конкурс, состоявшийся в 1983 году, был посвящен памяти Артура Рубинштейна, скончавшегося полугодом ранее: награды лауреатам вручал тогда лично президент Израиля.
16-й Международный конкурс пианистов имени Артура Рубинштейна пройдет в Тель-Авиве с 5 по 21 мая 2020 года.
Продажа билетов для широкой публики - http://bit.ly/3bKNnTE или по телефону *9066
Дополнительная информация на сайте амуты фортепьянного конкурса имени Артура Рубинштейна: https://arims.org.il/
Страница в фейсбуке - https://www.facebook.com/ArthurRubinsteinPianoCompetition
Фотография предоставлена амутой конкурса Артура Рубинштейна