Чиновники: цифры завышены, от внутрибольничных заражений умирает всего 3 тысячи человек в год.
Орна Барбивай: «Развал здравоохранения — это следствие равнодушия власти к простому человеку!»
Орна Барбивай родилась в Рамле. Выросла в Афуле. Была старшей из 8 детей Эли и Цили Шохатман. В 1981 году призвалась в ЦАХАЛ. К 2011 году дошла до поста главы Управления кадров ЦАХАЛа и стала первой женщиной генерал-майором в истории израильской армии. В 2019 году была включена в избирательный список партии «Еш атид», а после создания блока «Кахоль-Лаван» заняла 10-е место в списке и сейчас представляет его в кнессете. У Орны Барбивай первая академическая степень по социологии и гуманитарным наукам и вторая – по административному менеджменту.
После ухода в запас в 2014 году Орна возглавляла крупные общественные организации. В частности, Фонд национальных проектов. В рамках своей деятельности она совместно с двумя больницами - им. Шиба и медицинским центром Галилеи запустила проект, направленный на снижение внутрибольничных заражений и смертности от них. Целью было снижение данного показателя на 50%.
"Мы начали пилотный проект: наши специалисты изучили обстановку в больнице им. Шиба и медицинском центре Нагарии. Мы не случайно выбрали Нагарию: не секрет, что на периферии условия в больницах хуже. Наши специалисты пришли к шокирующему открытию: ежегодно от 4 до 6 тысяч пациентов в Израиле умирают от различных инфекций, приобретенных в больницах! Эти отчеты вызвали яростные возражения министерства здравоохранения, руководителей больниц, врачей. Они возмущались: откуда такие цифры – от внутрибольничных заражений умирает всего 3 тысячи человек в год. «Всего»!!! Вы только вдумайтесь: 3 тысячи жертв антисанитарии – это нормально? Ни в одной развитой стране нет такой статистики!", - говорит Орна Барбивай
- И что последовало дальше?
Пилотный проект застопорился. Наши эксперты столкнулись с тем, что не могут получить от больниц необходимые данные об их загрязненности. А без этого невозможно установить причины.
Мы считали, что пилотный проект был исключительно успешным. Но никто в официальных инстанциях не был заинтересован в том, чтобы общественная организация продолжала его и распространила на другие медицинские учреждения.
- Но хоть кого-то привлекли к ответственности?
- Наша цель была улучшить состояние больниц, а не искать виновных. А мы не получили таких возможностей и необходимых полномочий.
- Можно ли сейчас вернуться к вашему исследованию?
- Это зависит от результатов выборов... Системе здравоохранения нужна срочная помощь! Это и улучшение условий в больницах, и повышение их технологического уровня. Но прогресс невозможен без прозрачности, честного анализа недостатков и поиска путей исправления недочетов.
- Кто это сделает?
- Это сегодня главный вопрос! Политики подолгу находятся у власти, но никто не готов брать на себя ответственность, признавать ошибки!
Страна стоит перед выбором: продолжение риторики, самовосхваления, за которыми кроется равнодушие власти к конкретному человеку, или поворот нашей политики к нуждам израильских граждан? Хватит говорить о безопасности - пора реально защищать наших граждан! Именно вниманием к простому израильтянину продиктованы планы «Кахоль-Лаван» в части здравоохранения, образования, социальной поддержки слабых слоев.
Я сама вижу не абстрактные задачи, а конкретных людей. Моей маме 82 года. Она живет в Афуле в старой амидаровской квартире. Мама всю жизнь работала, воспитывала детей и внуков. Почему люди в этом возрасте не могут жить достойно, радоваться каждому дню?
Израиль красивых экономических отчетов должен превратиться для политиков в Израиль конкретных людей, которым живется очень непросто.
Беседовала Мири Корнблит