С наступившим 2021-м, друзья! Уходящая неделя отмечена интересными событиями на политической арене. Во-первых, на глазах распадается «Кахоль-лаван», партия Бени Ганца. Некоторые из соратников просто бросили Ганца ради «Новой надежды для Израиля», партии Гидона Саара.
А самый близкий товарищ Ганца еще по армейским временам Габи Ашкенази решил отдохнуть от политики – надоели ему до чертиков интриги, законопроекты и бесконечные импотентные попытки свергнуть Биньямина Нетаниягу.
Во-вторых, мэр Тель-Авива Рон Хульдаи учредил свою партию.
В-третьих, вспомнив, что до следующих выборов в Кнессет менее трех месяцев, многие партии начали традиционную охоту за «русскими» голосами.
Неизвестно почему в «Ликуде» считали до сих пор: главное, что заставляет репатриантов из СССР и СНГ голосовать за эту партию – присутствие в списке ее кандидатов в Кнессет нескольких перебежчиков из НДИ и пришедшего много лет назад из развалившейся «Кадимы» Зеэва Элькина.
Несколько дней назад Элькин в очередной раз сменил прописку – покинул «Ликуд» и присоединился к партии Саара. Элькин объяснил свой вираж патетически: Нетаниягу, дескать, ведет «Ликуд» и страну в тупик, и это еще мягко сказано… В «Ликуде» утверждают: патетика Элькина - продукт разочарования по вполне конкретному и личному поводу.
Элькин был недоволен тем, что в нынешнем правительстве для него не нашли по-настоящему важной должности, а дали лишенный какого бы то ни было значения практически виртуальный портфель министра водных ресурсов и высшего образования.
А были времена, и относительно недавно, когда Элькин считался весьма приближенной к премьеру Нетаниягу особой, занимал важные посты в правительстве и в Кнессете. Не имею намерения обидеть Элькина, но мне всегда казалось, что Нетаниягу держит его близко к премьерскому телу по двум причинам. Первая: демонстрировать «русской» общине, что есть рядом с ним один из «наших». Вторая: Нетаниягу часто летал в гости к Путину. И всегда брал с собой Элькина. У меня было ощущение – исключительно в качестве переводчика.
Можно было бы, конечно, профессионального толмача брать, но ведь с российским президентом израильский лидер обсуждает, как правило, весьма деликатные темы (к примеру, действия Израиля против иранского присутствия в Сирии), так что переводчику потребовался бы допуск к секретам высокой степени, а у Элькина такой допуск уже был как у члена военно-политического кабинета правительства.
И вот теперь Элькин стал «русским» достоянием «Новой надежды…» Саара. Впрочем, учтя, видимо, что ценность Элькина как перманентного представителя «русского» сектора заметно снизилась, Саар ищет еще хотя бы одного такого же. К слову, если в «Новой надежде…» думают, что с Элькиным они смогут эффективнее решить главную задачу, под которую эта партия создавалась – свергнуть Нетаниягу – так это вряд ли. Даже если бы на помощь Саару пришли 10-15 Элькиных, состязание с Нетаниягу он все равно проиграет. Саар – весьма приятный внешне молодой человек, но лидерство в такой стране как Израиль – это не для него. По существу, он политический новобранец и в отличие от Нетаниягу не обладает харизмой.
Мне он очень напоминает Яира Лапида. Вроде все есть у председателя «Еш атид». Левая пресса носит его на руках. Ситуация складывается для него благоприятно перед каждыми выборами. Опросы сулят массу мандатов. А выборы завершились – глядь, опять Лапид сотоварищи в оппозиции, опять сосредоточены только на том, чтобы пообильнее поливать грязью премьера Нетаниягу. Созидания и креатива – минимум. Так и протирают Лапид и его команда штаны на парламентских лавках.
Но и «Ликуд» ищет замену Элькину. Любая более или менее заметная личность в «русском» публичном пространстве прямо на вес золота. Спрос растет не по дням, а по часам. Того и гляди начнут искать «русского» для своих списков разваливающаяся на ходу «Кахоль-лаван», имеющая призрачные шансы преодолеть электоральный барьер «Авода» и традиционно уничтожающий Нетаниягу МЕРЕЦ.
Полагаю, шансы Элькина получить от Саара то, чего он не получил от Нетаниягу – высокую должность в правительстве или на худой конец в Кнессете - невелики. Просто потому, что партия Саара вряд ли на выборах получит столько мандатов, что будет играть решающую роль в формировании коалиции.
Очень важный вопрос: насколько важен Элькин, в какой бы партии он в данный момент ни служил, для «русской» общины? Мой ответ (но сугубо личный, никому не навязываемый) – совершенно не важен. Элькин не стал для «русских» таким духовным, моральным авторитетом, какими были в свое время Юлий Эдельштейн, Натан Щаранский, Марина Солодкина, Юрий Штерн.
Несколько лет назад один из телеканалов показал нечто вроде очерка об Элькине. Это было после очередных выборов, и Элькин от имени «Ликуда» вел коалиционные переговоры.
Корреспондент и телеоператор сидели в машине депутата, когда Элькин ехал из дому в Кнессет. Элькину почти непрерывно звонили, и он, держа руль одной рукой, а мобильник – другой (тогда, видимо, использование телефона во время управления транспортным средством еще не считалось нарушением ПДД) вел диалоги.
Смысл их было легко понять по словам Элькина. Он торговался с коллегами из партий, которых «Ликуд» хотел видеть в коалиции: мы вам даем три министерских поста и две должности председателей комиссий в Кнессете. Собеседники требовали, как и полагается на восточном базаре, больше, а Элькин им доходчиво объяснял, почему больше им не полагается.
Это я к тому, что можно быть неплохим политическим комбинатором, но не служить в то же время духовным авторитетом для сограждан. Одно с другим чаще всего никак не связано.
И последнее. Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи зарегистрировал свою партию под названием «Израильтяне». Цель, лозунг и пафос те же, что и у Саара – «Только не Биби». Что это за партия, можно судить по тому, кого Хульдаи собирает под знамена. Чуть ли не первым упал в объятья мэра бывший министр юстиции Ави Нисенкорн, ради этого трансфера покинувший Ганца.
До того, как вместе с Ганцем прийти в Кнессет, Нисенкорн возглавлял Гистадрут (Всеизраильское объединение профсоюзов). Председатель Гистадрута по традиции -ставленник «Хеврат хашмаль», «Мекорот», Управления аэропортов, Компании морских портов, то есть госмонополий, которые десятилетиями грабят страну. Честно, между нами, -никогда не поверю, чтобы экс-вождь Гистадрута мог сделать что-то для простого гражданина, не работающего в «Хеврат хашмаль» и вообще в госсекторе.
В должности министра юстиции Нисенкорн уничтожил все результаты борьбы против судейского активизма (иначе говоря, против попыток Верховного суда управлять Израилем), достигнутые в свое время Айелет Шакед из партии «Ямина».
Нас с вами ждет увлекательная предвыборная борьба. Здоровья и удачи всем в 2021-ом! Да, и не забудьте привиться от коронавируса.
Давид Натензон