Выборы совсем близко, через 17 дней. Пора определяться, кому отдать голос.
Личное дело каждого гражданина, разумеется, но давайте разложим происходящее на сцене израильского театра политического абсурда если не по полочкам, то хотя бы по кучкам. Для того, чтобы лучше сориентироваться в день «Х», то есть 23 марта.
Как ни странно, задача мне представляется более простой, чем была в марте 2018, в сентябре 2019 и в апреле 2020. Распался сформированный исключительно с целью отстранения «Ликуда» и Биньямина Нетаниягу от власти блок «Кахоль-лаван».
От него осталась, по существу, лишь «Еш атид» Яира Лапида. «Хосен ле-Исраэль» Бени Ганца, оставившая за собой название «Кахоль-лаван», уверенно идет ко дну, опросы сулят ей непреодоление электорального барьера или жалкие 4 мандата. Партия ТЕЛЕМ другого бывшего начальника Генштаба и министра обороны Моше Яалона вместе с отцом-основателем ушла в политическое небытие.
Вместо «Кахоль-лаван» теперь существует формально не зарегистрированный лагерь «Только не Нетаниягу». Кроме «Еш атид» в него входят тоже левые, естественно, «Новая надежда для Израиля» Гидеона Саара, «Авода», МЕРЕЦ, арабский Объединенный список и НДИ. Последняя вроде не левая, но она уже, похоже, и не правая, и не центристская. Какая же? А вот такая и есть – «Только не Нетаниягу».
И есть правый лагерь: «Ликуд», «Ямина» Нафтали Беннета, «Религиозный сионизм», Еврейский дом, Еврейская мощь. И смыкающиеся с правыми ультраортодоксы – ШАС, «Яадут а-Тора», «Дегель а-Тора».
Свою предвыборную пропаганду лагерь «Только не Нетаниягу» строит исключительно на обвинениях премьер-министра в коррупции и в совершении миллиона больших и малых ошибок – как в отношениях с Международным уголовным судом в Гааге, так и в распоряжении закупленными Израилем вакцинами против коронавируса.
Что касается коррупции, то суд над Нетаниягу еще только начался, неизвестно, когда он завершится и какое решение вынесет. Таким образом, все, что публично говорится и пишется его политическими конкурентами сейчас – формально не более чем клевета, за которую можно вчинять судебные иски.
Не сомневаюсь, лидеры лагеря «Только не Нетаниягу», сейчас крайне встревожены: вот ведь незадача, премьер уже под судом, а население, согласно опросам, продолжает ему доверять. «Ликуд» уверенно набирает от 27 до 30 мандатов в Кнессете. В каждом опросе респондентов просят сказать, кто больше других подходит на роль главы правительства. Дальше следует список кандидатов. Нетаниягу в этом списке неизменно получает на 15-20% больше голосов, чем Саар и Лапид в отдельности и больше, чем они же вместе взятые.
Создается ощущение, что коррупция коррупцией, ее-то левые могли бы спокойно пережить (тем более, что у деятелей от партий лагеря «Только не Нетаниягу» рыла в пуху не меньше, чем у правых). Чего левые не могут спокойно пережить, так это того, что у избирательных урн им не лишить Нетаниягу власти еще долгие годы.
Нет сомнений: левые вожди – от оголтелых депутатов МЕРЕЦ до внешне респектабельного, но аморфного рулевого «Еш атид» Лапида – понимают, что они против Нетаниягу – пигмеи. Да, у председателя «Ликуда» масса недостатков, и он часто ходит зигзагами, но у него есть то, чего нет больше ни у кого в политической элите – харизма.
Поверить эту гармонию (а харизма – гармоничное сочетание чего-то, выраженного внешне, с чем-то глубоко внутренним) алгеброй политического анализа почти нереально. Просто харизма или есть, или ее нет, и с этим ничего не поделаешь.
Спасибо за внимание. Продолжим скоро.
Давид Натензон
Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.