На этой неделе шок в Израиле вызвало очередное постановление БАГАЦа (Высшего суда справедливости). Он отменил введенную правительством в целях борьбы с распространением коронавируса квоту на въезд в страну – до 3000 человек в день. БАГАЦ назвал введение квоты «неконституционным актом».
Эксперты чуть ли не коленях умоляли судей: в мире каждый день появляется несколько новых мутаций коронавируса, одна опаснее другой. Если одну из них (или тем более несколько) иностранные гости завезут в Израиль – это будет кошмар, вся наша кампания вакцинации, все усилия нашей медицины, все пережитые людьми и экономикой убийственные карантины – все пойдет насмарку, не следует отменять квоту.
БАГАЦ, как всегда, остался глух к доводам специалистов: только мы знаем, что конституционно, а что нет. Забота о защите прав человека (то есть прав тех, кто хочет приехать в Израиль) доминирует над узкими соображениями эпидемиологов, иммунологов и прочих ученых очкариков. Сказано – отменить квоту, значит отменить.
В правом лагере в эти дни вновь вспоминают о необходимости принять поправку к закону (ее называют «поправка о преодолении»), дающую Кнессету возможность обойти постановления Верховного суда и БАГАЦа. Только по принятии этой поправки можно начать реально избавляться от процветающего в Израиле судебного активизма, то есть остановить узурпацию судебной системой полномочий других ветвей власти.
Может быть, этой поправки в самом деле хватит. Не исключено, однако, что необходимо принять целый специальный закон, прямо запрещающий суду отменять решения правительства и вмешиваться в деятельность Кнессета. Это будет очень актуально в период, когда по окончании пандемии коронавируса правительству и Кнессету придется возвращать к жизни экономику страны.
Всем известно, что основу экономики составляют коррумпированные госмонополии и крайне неэффективная, раздутая сверх всех мыслимых пределов госслужба. Представится возможность совершить радикальный поворот. Годами русскоязычная пресса от лица русскоязычной же общественности требует принять пакет законов, запрещающих забастовки на госслужбе и в ряде отраслей, которые обеспечивают нормальное функционирование государства.
Только когда такие законы будут приняты, можно начать постепенное снижение непомерно высоких зарплат и лишение служащих госучреждений и госмонополий незаслуженных привилегий.
Надо сделать все, чтобы госслужба утратила значительную часть своей привлекательности для тех, кто ищет работу. В Израиле из госслужбы сделали своего рода «Землю обетованную». Попал человек на госслужбу – и все, он замечательно устроен до выхода на пенсию, и уволить его никто никогда не сможет, как бы плохо он ни трудился.
Действительно ли на госслужбу попадают лучшие работники – те, для кого было бы не жалко высоких зарплат и привилегий? Нет, конечно. Все мы знаем, как проводятся конкурсы. Их организаторам всегда достаточно просто найти причину, по которой берут «своих», а не людей со стороны.
Увы, премьер Биньямин Нетаниягу, который в бытность свою министром финансов в правительстве Ариэля Шарона проникновенно вещал в объективы телекамер о «засилье госсектора» и о том, что каждый работник частного сектора тащит на своем горбу трех-четырех ничего не производящих госслужащих –, возглавив кабинет 12 лет назад, идет на поводу у профсоюзной «госслужебной» мафии. И конца этому не видно.
Судьи считают себя последним оплотом демократии в стране, хотя соответствующими полномочиями их никто не наделял, причем руководствуются при этом сугубо личными представлениями о демократии, об этических ценностях, о национальных приоритетах и т.д.
Я уже много раз писал об этом и повторяю снова: Верховный суд фактически управляет Израилем, он узурпировал функции исполнительной и отчасти законодательной ветвей власти, поскольку без тени сомнений отменяет не только решения легитимного правительства, но и законы, принятые легитимно избранным Кнессетом.
И при любой попытке ограничить наглые поползновения Верховного суда, делавшейся экс-министрами юстиции Айелет Шакед и Амиром Оханой, судьи и близкие к ним левые политики и столь же левые СМИ принимались вопить: гевалт, уничтожают последний островок демократии в Израиле, государство летит в тартарары!
Давид Натензон
Мнение автора не обязательно отражает позицию редакции