На очередных внеочередных выборах мы должны решить, кому доверить страну, переживающую невиданный ранее политический и экономический кризис. При ближайшем рассмотрении понятно, что вариантов у нас немного. Фанатичным сторонникам Биби Нетаниягу этот текст лучше не читать, потому что партия Ликуд, достигшая «невероятных успехов» и приведшая страну к столь плачевному состоянию, здесь не рассматривается. Всем остальным, кто считает, что время Нетаниягу закончилось, предлагаем рассмотреть возможные варианты.
Сначала следует отметить, что, если вы на самом деле хотите что-то изменить, первым делом необходимо пойти голосовать. Иначе другие попросту решат за вас, и потом не стоит жаловаться. Процент голосующих в различных секторах населения в Израиле значительно выше, чем среди русскоязычных израильтян. Так что не на кого пенять, если вы поехали на шашлыки, не проголосовав. Кроме того, если вы не хотите новых внеочередных выборов уже в этом году, логично голосовать за партии, которые точно пройдут в кнессет. К сожалению, не все мелкие партии поступили так же мудро, как «Телем», отказавшаяся от участия в выборах, чтобы не отнимать голоса у тех, кто имеет реальный шанс изменить страну.
Большинство русскоязычных светских израильтян сегодня выбирает из трех партий, которые точно проходят в кнессет – «Тиква Хадаша», «Еш Атид» и НДИ.
Как ни крути, согласно опросам, реальный шанс создать коалицию и повернуть развитие событий в адекватном направлении есть только у «Еш Атид», которая набирает по опросам 20 с лишним мандатов и составляет конкуренцию Ликуду. Голосование за маленькие партии снижает эти шансы и может привести к тому, что мы продолжим погружаться в кризис, а деньги по-прежнему будут уходить на нужды «харедим» и личные интересы Биби.
Но давайте по порядку. Начнем с новой партии «Тиква Хадаша» и её лидера Гидеона Саара. Что мы о нем знаем? Что многие годы он верой и правдой служил Биньямину Нетаниягу и партии Ликуд, а потом неожиданно взбунтовался. В принципе в том, что все эти годы он не замечал «культ личности» Нетаниягу, о котором с таким пафосом заявил при выходе из Ликуда, нет ничего страшного – в конце концов, не все обладают быстрым умом и сообразительностью. Однако, что он нам предлагает сейчас? Читая предвыборные тексты партии, мы видим максимально обтекаемые формулировки и упор на слово «стабильность» – и это во время беспрецедентного кризиса, когда страну лихорадит как никогда! В чем же стабильность? При общей невнятной позиции Саара понимаешь, что если он станет премьер-министром, в правительстве нас ждет потакание ультраортодоксальным партиям, их вымогательству, распределение бюджета в пользу «естественных союзников» и, как следствие, – невозможность осуществлять эффективные меры по выводу страны из кризиса, пустые голословные заявления о помощи пострадавшим во время «короны» и многие другие прелести, которые мы испытываем на себе весь последний год.
С большой вероятностью «Тиква Хадаша» превратится во второй Ликуд с небольшой поправкой – во главе нее будет не яркий харизматичный лидер (этого у Биби не отнять), а его бледная невзрачная копия, человек, про которого буквально нечего сказать. Сторонники Саара пишут: «он опытный политик». Да, с 2003 года, когда Гидеон стал депутатом, он состоял практически во всех комитетах и комиссиях кнессета и даже пару раз занимал министерские посты. Но кто-то может вспомнить хоть одно его яркое выступление или закон, который он инициировал? Кроме того нашумевшего случая, когда в качестве главы МВД Саар отказался утвердить поправку к муниципальному закону, разрешающую работу магазинов по субботам.
“Разрешение на торговлю в Тель-Авиве наносит ущерб субботнему отдыху граждан, противореча положениям действующего законодательства”, – пояснил Гидеон Саар. Его опыт – это работа в тени и под руководством Биби, а опыт публичной деятельности полностью исчерпывается эффектным выходом из Ликуда. Не слишком ли этого мало для предоставления ему кредита доверия?
Что касается Либермана, то в отличие от Саара он точно обладает харизмой, хотя и своеобразной, на любителя. Предвыборная компания Либермана – яркая и агрессивная, его метод – создать образ врага и объявить себя главным «воином света» и борцом со злом. Раньше это был ХАМАС, сегодня в качестве главного врага выступают ультраортодоксы, чью «власть» он собирается «уничтожить». Однако объявив всех «харедим» врагами, Либерман умалчивает о том, что прекрасно договаривался с ультраортодоксальными политиками и не раз входил с ними в коалицию, а ни одного закона, о необходимости которых с таким пафосом говорит сегодня лидер НДИ (возможность заключать светские браки, транспорт по субботам и пр.), за долгие годы работы в кнессете его партия не провела. Зато с завидным постоянством голосовала против таких законопроектов, каждый раз утверждая, что они недостаточно хороши. При этом НДИ всегда поддерживала своих друзей из ШАС, голосуя за увеличение стипендий для ешиботников, например.
Да и как Либерман их «уничтожит»? Какие рычаги давления у него есть? Он ничем не отличается от них, а любимые и им методы шантажа ради собственной выгоды могут привести к еще одним выборам, как случалось уже не раз. В политическом опыте Либерману, конечно, не откажешь – он был и министром транспорта, и министром иностранных дел, и министром обороны. Однако поддержка его партии избирателями год от года неуклонно снижается. Поэтому Либерман предпринимает все возможное, чтобы удержаться на плаву и увеличить количество своих сторонников. Он буквально «серийный убийца» правительств. В 2018 году он эффектно ушел с поста министра обороны в знак протеста против решения Биби не начинать войну с ХАМАСом в Газе и вывел свою фракцию из правительства, инициировав внеочередные выборы. В апреле 2019 года НДИ получила в кнессете только 5 мест – казалось бы, ничтожно мало. Однако этого хватило, для того чтобы заблокировать создание правительства – правым тогда не хватило одного мандата.
И снова страна была вынуждена пойти на внеочередные выборы. Эффектные «принципиальные» жесты Либермана обошлись стране в миллиарды шекелей. Количество мандатов, получаемых НДИ, не позволяет Либерману претендовать на пост премьер-министра, зато оставляет массу возможностей шантажировать другие партии, чем он с большим удовольствием и занимается.
По сути, его поведение мало чем отличается от поведения партий ультраортодоксов – они тоже набирают немного мандатов, но дорого продают их в ситуации, когда основным партиям не хватает голосов для создания коалиции. По тому же пути – шантажа и ультиматумов – идет и Либерман. Только если ультраортодоксы выжимают из правительства деньги для своей общины, Либерман использует шантаж исключительно для самопиара – так как очевидно, что для русскоязычных израильтян эта секторальная «русская» партия не сделала ровным счетом ничего.
И, наконец, Лапид и «Еш Атид» . С 2014 года «Еш Атид» находится в оппозиции, беспрестанно критикуя правительство Нетаниягу. Критиковать, скажете вы, значительно легче, чем что-нибудь делать. И будете безусловно правы. Но давайте посмотрим и на их предвыборную кампанию и на политический опыт Лапида.
«Еш Атид» тоже видит одну из главных проблем сегодняшнего дня в диктате религиозных партий. Однако в отличие от Либермана, объявившего непримиримую войну всем ультраортодоксам страны, лозунг «Еш Атид» звучит совсем по-другому – «Закон должен быть един для всех!». Нюанс в том, что «Еш Атид» не против ультраортодоксов вообще, а лишь за то, чтобы устранить перекос, благодаря которому харедим имеют больше прав и меньше обязанностей, чем светские жители страны. И стоит отметить, что партия уже делала это в прошлом.
В 2013 году, когда Лапид занимал пост министра финансов, он на деле показал, каким образом нужно действовать. Он почти на 50 процентов урезал бюджет, выделяемый государством на ешивы и строительство новых зданий для религиозных учреждений, сделал обязательным преподавание английского и математики в религиозных школах, ввел налоговые льготы на покупку первого жилья только для тех, кто отслужил в армии, пытаясь тем самым вывести харедим на рынок труда и принудить их не уклоняться от исполнения основных обязанностей граждан страны, провел закон о всеобщем призыве, который потом успешно отменило следующее правительство.
Вообще опыт Лапида на посту министра финансов вызывает уважение . Многие кричат, что он был «худшим министром финансов за всю историю Израиля», забывая о том, что, когда он вступил в эту должность, в бюджете страны зияла колоссальная дыра. Чтобы наполнить казну и предотвратить экономический крах, нужно было применять экстренные и крайне непопулярные меры. Лапид собрал команду профессиональных экономистов и имел смелость взять на себя решение этой проблемы, пожертвовав своей популярностью (в те годы очень большой) и став практически козлом отпущения из-за вынужденного повышения налогов. Это было решение мужественного человека. На посту министра финансов Лапид пробыл недолго – Биби уволил его сразу после того, как экономические показатели начали улучшаться (дефицит бюджета снизился до 2,6%, что являлось одним из самых низких показателей в истории Израиля.
Безработица упала до 5,7% и продолжала снижаться).
Сейчас кризис в стране намного серьезней, и, к сожалению, решить проблемы «вертолетными деньгами», как периодически пытается сделать Биби, невозможно. Поэтому вдвойне важно, чтобы у руля государства оказался решительный и принципиальный человек.
В своей политической карьере Лапид совершал и ошибки – одной из них был союз с Бени Ганцем, которому Лапид уступил первенство в блоке «Кахоль Лаван». Всем известно, чем это закончилось, но к чести Лапида следует отметить, что он не начал мстить «предателю», не вылил на его голову тонны грязи, как это сделали бы многие другие политики. Во всех речах Лапида явственно звучало лишь горькое сожаление. Так же достойно он вел себя и по отношению к бывшим соратникам и друзьям – Моше Яалону и Оферу Шелаху, решившим покинуть «Еш Атид». При том что в ораторском искусстве с ним мало кто может потягаться, острый на язык Лапид не сказал о них ни одного дурного слова. Это характеризует его с положительной стороны, как уравновешенного, прагматичного и порядочного человека, который не «порет горячку».
В результате «Кахоль Лаван» вряд ли преодолеет электоральный барьер, «Телем» отказался от участия в выборах, а «Еш Атид» лишь набирает голоса и по всем опросам занимает сейчас второе место. И первое – в качестве альтернативы Ликуду.
В заключение хочется сказать: стране как никогда нужны перемены, ведь очевидно, что нынешнее партия власти просто не в состоянии преодолеть кризис.
Израилю нужен новый лидер – последовательный, принципиальный и умеющий держать удар. Решение за вами – приходите голосовать и сделайте правильный выбор.