Андрей Смирнов, классик российского кино, снял фильм о 1960-х годах – «Француз». Снял так, что среди рецензий были и такие слова: «после этой ленты снимать про оттепель, отношения со спецслужбами и бархатное подполье будет очень трудно» (Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»). Показы этого фильма пройдут в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе 19, 20 и 27 мая 2021 года.
Кто только не обращался к этому времени за десятилетия, прошедшие с той поры. Кинорежиссеры снимали про оттепель и про стиляг, про космос и про пьющих поэтов, и во всех этих фильмах проходила тема надежды и свободы как главного содержания тех лет.
Андрей Смирнов снял фильм, который будто разговаривает со всеми предыдущими, фильм о своей юности, о своих надеждах и о взгляде на то время из нынешнего времени. Он создал большое полифоническое кино, где каждый голос добавляет объемности и глубины.
1957 год. Юный французский коммунист Пьер Дюран, сын русской эмигрантки, приезжает в Москву на стажировку в МГУ - изучать историю балета. Он поселяется в университетском общежитии, приобретает новых друзей, попадаетпод контроль КГБ и погружается в советскую действительность. Но его главная цель не балет, а поиски своего настоящего отца, белого офицера, арестованного в конце тридцатых годов.
Фильм разделяется на две параллельные линии. С одной стороны, Пьер (его играет Антон Риваль, тоже наполовину француз) оказывается в водовороте московской богемной жизни. Он знакомится с балериной Большого и модным фотографом, читает самиздат, где публикуются юные дарования Бродский и Кушнер. Он попадает в мастерскую художников Лианозовской группы, слушает джазовых музыкантов в подпольном клубе и влюбляется в ту самую красавицу-балерину, которая не ко времени родила и упустила свой шанс сделать карьеру (в этой роли снялась прима Большого театра Евгения Образцова). Словом, все признаки ретро-истории о свингующих60-х налицо. «Черно-белое изображение - оператор Юрий Шайгарданов снимал и для самого Смирнова, и для Вадима Абдрашитова, и для обоих Тодоровских, но более всего знаменит «Собачьим сердцем» - служит безошибочным инструментом отстранения, однако, ни грамма манерности или стилизаторства в нем не ощущается; кажется, будто показанный на экране мир и не мог быть цветным».
(Антон Долин, medusa.io)
Но в поисках отца Пьер знакомится и с другим миром. В нем невозможно выключить радиоточку в комнате в общежитии для французских студентов – тут же прибежит офицер КГБ. Он населен теми, кто сидел в лагерях и тюрьмах – и теми, кто сажал их.
Запрятанные в коммуналках, молчащие, курящие, никому не верящие, рано постаревшие люди один за другим открывают ему свое прошлое, где под слоем лагерной пыли проблескиваютосколки той самой России, которую все потеряли.
Эпизоды встреч Пьера с этими людьми – каждый как отдельный блистательный фильм. Двух сестер, бывших дворянок и выпускниц Института благородных девиц, прошедших ужасы лагерей, играют Наталья Тенякова и Нина Дробышева. Михаил Ефремов безжалостно и точно играет сына священника, ставшего преподавателем марксизма, отсидевшего свое, а ныне проводящего дни у радиоприемника, где хрипит «Голос Америки». Роман Мадянов, как всегда, органичен в роли номенклатурного писателя, в доме которого висят картины Айвазовского, прислуга подает борщ с четырьмя сортами мяса, и, уплетая борщ, писатель дает Пьеру один совет: «Болтай поменьше и не доверяй никому».
А для Александра Балуева, сыгравшего отца героя – бывшего белого офицера, бывшего беглого зэка Татищева по прозвищу Граф, возможно, эта роль стала лучшей в карьере. В большом эпизоде, где камера будто исследует невероятные перемены в его осанке, движениях и выражении лица, Балуев проживает целую огромную жизнь.
Многие события и герои фильма основаны на реальной жизни. В названии альманаха «Грамотей» легко считывается реально существовавший литературный журнал «Синтаксис», и герой Евгений Ткачука говорит о своем соратнике Александре Гинзбурге (ему и посвящен фильм). Лианозовская группа и художник Оскар Рабин, работавший грузчиком на железной дороге, присутствуют в фильме под своими истинными именами, а небольшую роли завхоза Дома культуры в Переславле-Залесском сыграла легендарная Вера Лашкова, участница диссидентского движения, отсидевшая год в «Лефортове» за самиздат.
Андрей Смирнов снял кино ничуть не менее заряженное страстью и энергией, чем «Белорусский вокзал» или «Еще одна баба». «Смирнов – живое подтверждение расхожей поговорки, что в России надо жить долго… Долгая жизнь, длинные перерывы, строптивость, неспешная работа над каждым фильмом позволила Смирнову не только реализоваться, но и дождаться настоящего, большого признания. Время – его союзник. Оно сделало его последним и великим. Оно позволило ему, не оглядываясь на моду и тенденции, раз за разом оставаться актуальным и сегодняшним» (Иван Чувилев, «Фонтанка.ру»)
Кинопроект «Линия жизни»
Новый фильм Андрей Смирнова «Француз» (Россия 2019)
Фильм демонстрируется на русском языке с титрами на английском языке.
Сценарий - Андрей Смирнов.
Режиссер - Андрей Смирнов.
Оператор - Юрий Шайгарданов.
Художник - Владимир Гудилин.
В фильме снимались: Антуан Риваль, Евгения Образцова, Евгений Ткачук, Александр Балуев, Нина Дробышева, Наталья Тенякова, Михаил Ефремов и др.
Иерусалим, кинотеатр «Лев Смадар», 19 мая, среда, 19:00
Тель-Авив, кинотеатр «Лев Тель-Авив», зал 1 (3 этаж), 20 мая, четверг, 19:00
Хайфа, «Синематека», 27 мая, вторник, 19:00
Информация и билеты по телефону *3221 и онлайн https://bravo.israelinfo.co.il/announce/66164
Страница проекта «Линия жизни. Израиль» –https://www.facebook.com/LiniyaZhizniIsrael/
Фотография предоставлена дистрибьюторской компанией ALL MEDIA и продюсером проекта Фаиной Новоходской