На этой неделе среди известий о лихорадочных переговорах по формированию правительства Лапида-Беннета промелькнула новость: «Новая надежда для Израиля» требует принять закон, который запретит Биньямину Нетаниягу баллотироваться в Кнессет в течение четырех лет после следующих выборов.
Пока продвижение этого законопроекта отложили, но вообще закон, направленный персонально против конкретного человека, – это крайне плохо. В нашем случае это лишнее доказательство того, что народу Израиля навязывают антидемократическое правительство.
И мало того, сам результат народного волеизъявления – два с половиной месяца назад на выборах «Ликуд» выиграл с заметным отрывом от «Еш атид» - пытаются извратить.
Согласен с коллегой Амноном Лордом, который написал в «Исраэль а-йом»: да, это выглядит как кража выборов. Может быть, самая крупная и наглая кража выборов в истории.
Лорд напомнил также: последние полтора года в стране непрерывно мутили воду, подстрекали, устраивали провокации люди и группы, задействованные Эхудом Бараком, Яиром Лапидом и штабом демонстраций на улице Бальфур (у резиденции премьера) в Иерусалиме, а теперь нам говорят: вот начнет функционировать новое правительство – и все успокоится.
Амнон Лорд подчеркивает, что все это очень похоже на государственный переворот – и в этом тоже я склонен с ним согласиться.
Главное действующее лицо. Тот, кто первым из компаньонов сядет в кресло главы правительства. Беннет. Можете со мной не согласиться, но мне кажется, что его потянул на эту авантюру комплекс – нет, не неполноценности, а недооцененности.
Несколько лет назад мне довелось разговаривать с ним накануне выборов. Я рассказал собеседнику, что очень многие избиратели правых взглядов в «русской общине» готовы голосовать за партию Беннета-Шакед «Еврейский дом», но опасаются: распыление голосов между правыми партиями приведет к утрате власти правым лагерем. Беннет ответил: ему об этом известно, но «Еврейский дом»» это не смущает.
Собственно, так произошло и на тех выборах, и на следующих: «Еврейскому дому» (а потом «Ямина») доставались каждый раз несколько мандатов, Беннет и Шакед становились министрами в правительстве Нетаниягу, но не более того. Решающей роли Беннет не имел. Каковое обстоятельство, судя по всему, в конце концов его и заставило пойти на немыслимый шаг – согласиться сидеть в правительстве не только с левыми, но и с арабами.
Честно скажу, все последние недели я в смятении – как и вы, полагаю. Голосовали за правых – получили крайне левое правительство (хунту. Или ГКЧП) с не только отмороженными МЕРЕЦ и «Аводой», но и с активным отрядом пятой колонны (РААМ) в составе, и с твердой поддержкой другой части пятой колонны (Объединенный список).
Фактически это означает: какие бы провокации и нападения ни предпринял ХАМАС в ближайшем будущем, остановить его никто не сможет. РААМ и Объединенный список не позволят зависящему от них правительству Беннета-Лапида дать приказ ЦАХАЛу начать громить террористов в Газе, для РААМ и ОС весь сектор – это «ни в чем не повинные, угнетаемые, дискриминированные и блокированные уже много лет палестинские братья».
Министерство финансов вытребовал себе, говорят, Либерман. Про минфин ничего пока сказать не могу, но вот Фаина Киршенбаум, в прошлом генсек партии «Наш дом Израиль», правая рука Либермана и заместитель министра внутренних дел, недавно признана судом виновной во взяточничестве и скоро сядет в тюрьму на срок от 10 до 12 лет (пока неизвестно точно на сколько).
А до нее уже сел в тюрьму за то же самое видный функционер НДИ Давид Годовский. Ни на что не намекаю. Напоминаю факты. Кто забывает недавнее прошлое, не сможет разобраться в ближайшем будущем…
Слушайте, а пост министра обороны Беннет-Лапид хотят, кажется, оставить за Бени Ганцем. Недавно меня поразила такая информация: Ганца срочно пригласили в Вашингтон, поскольку хотели проинструктировать, как он должен действовать, если в последние дни пребывания у власти Нетаниягу вдруг решит нанести удар по Ирану.
Наши заокеанские друзья часто ведут себя так, что и врагов никаких не надо, это давно не удивляет. Но Ганц послушно помчался в Штаты и инструкции выслушал. А потом, возможно, и честь отдал. Вопрос, есть ли у него честь. За спиной все еще действующего премьера министра обороны вызывают в другую страну, и он послушно…И этот человек еще недавно командовал ЦАХАЛом?
Я уже неоднократно вспоминал эту трагедию. Нелишне вспомнить еще раз. Это произошло 1 октября 2000.
Солдат ЦАХАЛа друз Мадхат Юсуф вместе с товарищами охранял могилу патриарха Йосефа в окрестностях Шхема. Юсуф был тяжело ранен палестинскими террористами. У могилы патриарха происходили беспорядки, поэтому подразделение медслужбы ЦАХАЛа было лишено возможности добраться до места, где лежал истекавший кровью Юсуф.
Точнее, прежде чем пустить машины медсанбата, армейское командование должно было очистить от палестинцев коридор, ведущий к могиле патриарха.
Командовал дивизией Иудеи и Самарии генерал Бени Ганц. Здесь начинаются тайны мадридского – или, в нашем случае – барако-ганцевского двора, ибо премьер-министром тогда был другой экс-начальник Генштаба Эхуд Барак.
Был ли в состоянии ЦАХАЛ пробиться к могиле патриарха, чтобы эвакуировать раненного бойца? В этом нет сомнений. Дивизия Иудеи и Самарии, как и другие территориальные соединения ЦАХАЛа, имеет достаточно сил и средств, чтобы справиться с любым отрядом террористов. Но эти силы и средства не были применены.
Вместо этого израильские власти – причем неизвестно, кто именно, а «власти» - понятие растяжимое – начали договариваться с начальником спецслужб ПА Джибрилем Раджубом о том, чтобы его подчиненные помогли вывезти Юсуфа в больницу.
Раджуб потребовал уплатить за то, что «скорая помощь» Красного полумесяца в сопровождении охраны доставит раненного солдата на территорию Израиля. Плата ему была обещана. Но пока шли переговоры, Юсуф скончался от потери крови.
Не знаю, был ли причастен Ганц лично к этому позорному торгу. Но то, что комдив об этом знал – точно, не мог не знать. И не сделал ничего, чтобы предотвратить переговоры с Раджубом (старым террористом и злейшим врагом Израиля). Не отдал приказ прорваться к могиле патриарха. Не спас своего солдата. Хотя мог и должен был. Ему надо было просто проявить ментальную храбрость.
Формально никто не объявил Ганца причастным к гибели Юсуфа. И все-таки эта история осталась в анналах. Никто не может ее вычеркнуть из памяти товарищей Юсуфа и его близких.
Это потрясающе…Оставить раненного бойца истекать кровью, но через 20 лет резво прыгнуть в самолет и помчаться за океан…ради чего? Ради той же цели, коей Ганц и его духовные братья Лапид, Беннет, Либерман, Саар и прочие живут и дышат все последние годы – свалить Нетаниягу.
Я отнюдь не считаю Нетаниягу идеальным премьером. В особенности мне не нравится то, что, много лет возглавляя правительство, он не удосужился хотя бы инициировать принятие законодательства об изменении системы власти.
Иными словами, избавить страну от отвратительного зрелища: лидер победившей на выборах партии вынужден вести унизительные переговоры и фактически выплачивать многомиллиардную дань ортодоксам, арабам и т.п. в обмен на поддержку ими правящей коалиции.
В то же время следует отдать Нетаниягу должное: находясь в тяжелейшем положении, под жестким прессингом левой прессы, практически сидя на скамье подсудимых, в дни, когда Израиль вел кровопролитную схватку с коронавирусом (и эту схватку во многом благодаря премьеру выиграл первым среди стран мира), Нетаниягу сумел 4 раза подряд разгромить основных политических конкурентов. Граждане убедились в том, что против Нетаниягу все эти лапиды, яалоны, ашкенази, горовицы, михаэли, саары, либерманы – просто пигмеи.
Честно: я не в восторге от того, как вел себя Нетаниягу в последние недели. Он выглядел непривычно растерянным, хватался за соломинку, даже предлагал старым врагам и новым (в лице Беннета и Саара) сомнительные сделки, лишь бы сохранить власть – словом, потерял лицо.
Не знаю, как вам, а мне хотелось сказать ему в эти дни: да оставьте вы их, господин Нетаниягу! Отдайте им премьерское кресло. Пусть разобьют себе физиономии. Вы все равно вернетесь в дом на улице Бальфур победителем…
Но если он выглядел растерянным, то они – лапиды, беннеты, саары, либерманы, ганцы – выглядели, несмотря на «триумф», жалкими и убогими. Они выглядели стаей…Давайте снова откроем любимого Киплинга: они выглядели не стаей благородных волков, а стаей Табаки. Шерхана среди них не нашлось. Все как один – Табаки.
В ближайшие дни в Израиле будет приведено к присяге правительство Табаки. Вам как от мысли о том, что нами собираются управлять два десятка Табаки? Мне не по себе. Одна надежда: долго это не продлится…
Давид Натензон
Материал выражает личное мнение автора. Оно не обязательно совпадает с позицией редакции.