«Высшее достижение оперы-буффа», – так говорил Стендаль об опере «Итальянка в Алжире», созданной Джоаккино Россини в 1813. Опера «Итальянка в Алжире» была создана Россини, когда ему было всего 20 лет. Опера-буффа «Итальянка в Алжире» стала искрометным началом стремительной карьеры ведущего композитора итальянских оперных театров. Россини проявил невероятную дерзость, воплотив в новом творении черты комедии, драмы и политического протеста, щедро приправив безумную эклектику сюрреалистическим фарсом, сарказмом, юмором, патриотизмом и насмешкой над существующим строем. Как не поставить такое действие в наши дни в нашей части Средиземноморского бассейна? И оно поставлено режиссером Идо Риклиным и будет показано в Оперном театре имени Шломо Лахата в Тель-Авиве с 7 по 16 июля. Что будет, когда облечённый властью мужчина пытается ухаживать за сильной независимой женщиной, которая совершенно не желает принимать его авансы? И насколько осложнится ситуация, если он с Ближнего Востока, а она с запада, и они принадлежат к совершенно разным культурам?
«Итальянка в Алжире» (L'italiana in Algeri) - опера Джоакино Россини на либретто Анджело Анелли в двух действиях. Премьера состоялась в Венеции в театре «Сан-Бенедетто» 22 мая 1813 года в постановке Джованни Пикути. В основе произведения лежит сюжет оперы с таким же названием композитора Луиджи Моска, премьера которой прошла в 1808 году в театре «Ла Скала» - Россини несколько изменил либретто Анджело Анелли совместно с Гаэтано Росси. В последующие несколько лет «Итальянка в Алжире» была поставлена в трёх театрах Венеции, а также на сценах многих театров Европы - в Париже, Ливорно, Лиссабоне, Болонье, а также в Нью-Йорке.
После невероятного успеха десятой по счету оперы-seria «Танкред», поставленной в Венеции в феврале 1813 года, Россини, которому еще не исполнился 21 год, становится знаменитым. В середине апреля 1813 года импресарио театра Сан-Бенедетто предлагает Россини контракт на оперу-буффа. Композитор выбирает «Итальянку в Алжире». Ее сюжет связывают с турецкой легендой о Роксолане. Пятнадцатилетняя итальянка (по другим данным славянка) в 1520 году была похищена корсарами, привезена в гарем султана Сулеймана и вскоре приобрела над ним неограниченную власть. Она заставила осудить на смерть визиря и старшего сына султана Мустафу, бежать другого сына и составила заговор против султана, а после его раскрытия осталась безнаказанной. Либретто «Итальянки в Алжире» было написано в 1808 году историком, профессором красноречия и политическим деятелем Анджело Анелли который был постоянным либреттистом театра Ла Скала. Анелли перенес действие в Алжир 18 века. Сюжет «Итальянки в Алжире» – яркое свидетельство увлечения европейцев экзотикой в начале 19-го века. А Россини настолько проникся идеей авантюрной истории о побеге влюбленных из гарема восточного владыки, что создал своё замечательное произведение с фантастической скоростью, всего лишь за 23 дня. Сам Россини утверждал, что создал «Итальянку в Алжире» за восемнадцать дней.
Действие оперы в одном предложении таково: итальянка Изабелла приезжает в Алжир, где томится ее жених в плену у местного правителя, который, увидев европейскую красавицу, мечтает заполучить ее в свой гарем и избавиться от надоевшей жены. Но итальянка обольщает и обманывает восточного деспота, спасает своего жениха из плена и бежит с ним на родину.
В сюжете оперы немало смешных и несуразных событий, и на веселый лад настраивает уже увертюра, а дальше развивается остроумная опера, беззаботная забавная комедия, фантастическая приключенческая история на побережье Средиземного моря в лучших традициях итальянских опер, поддержанных командой художников и сценографов, создавших на сцене Израильской Оперы средиземноморский пляж и восточный дворец в оазисе.
«Я представляю молодого Россини, композитора в начале своей карьеры, который запирается в комнате и погружается в созданный им фантастический мир. - говорит Идо Риклин. - Мы начинаем постановку с Италии традиций дель’арте, переходим к Алжиру, представляемый Россини сказочной разноцветной волшебной страной из «Сказок тысячи и одной ночи». Как в детской игре, герои оперы переодеваются в костюмы, чтобы защитить себя и стать персонажем – маской внутри маски. Изабелла мне представляется Индианой Джонсом в юбке. Авантюристка, который отправляется в опасное путешествие и возвращается из него победительницей - благодаря своей находчивости, дерзости и воображению. Изабелла – сильная волевая женщина, намного опережающая свое время. Верность самой себе, своей любви и своей родине придает ей смелость и кураж и ведет к достижению цели».
В главной партии Изабеллы занята израильская певица Рахель Френкель, хорошо известная и востребованная и за границей, выступающая в оперных театрах всего мира. Рахель начала свой путь в «Студии» Израильской Оперы, после чего стартовала ее международную карьеру: она исполнила ведущие партии в оперных театрах Вены, Мюнхена, Дрездена, Гамбурга, на фестивале в Бергенце, Зальцбургском фестивале, во многих оперных театрах Италии и в других странах.
Израильская Опера
«Итальянка в Алжире»
Музыка - Джоаккино Россини
Либретто - Анджело Анелли
Постановка – Идо Риклин
Дирижер – Юваль Цорн
Художник-постановщик: Нета Хеккер
Художник по костюмам: Орен Дар
Художник по свету - Ави Йона Буано (Бэмби)
Постановщик движения - Йорам Карми
Видео-дизайнер: Адам Левинсон
Солисты
Изабелла - Рахель Френкель
Линдор: Аласдаир Кент
Таддео: Одед Райх
Мустафа-бей: Яир Полищук
Эльвира: Яэль Левита
Зульма: Шай Блох
Али: Юрий Кисин
Корсары и рабы: Стас Давыдов, Лайм Чен, Лиран Копель, Моти Степак, Дорон Флорентин
Оркестр Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Исполнение на итальянском языке
Субтитры на иврите и английском
Продолжительность спектакля: 1 час 45 минут без перерыва
Среда | 07.07.2021 | 20:00 - премьера
Пятница | 07.09.2021 | 13:00
Суббота | 10.07.2021 | 21:00
Понедельник | 12.07.2021 | 20:00
Среда | 14.07.2021 | 20:00
Пятница | 16.07.2021 | 13:00
Фото – © Йоси Цвекер - предоставлено Израильской Оперой
Автор текста: Маша Хинич
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting