Проект «Линия жизни. Израиль» объявляет о показе лучших фильмов Каннского кинофестиваля этого года: «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова в октябре, «Колено» Надава Лапида в ноябре и «Дело» Алексея Германа-младшего в декабре.
Фильм режиссера Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» - номинант Золотой пальмовой ветви, с Чулпан Хаматовой, Семеном Серзиным, Юлией Пересильд, Николаем Колядой и другими актерами будет показан в рамках проекта «Линия жизни. Израиль» с 6 по 12 октября в Иерусалиме, Тель-Авиве, Раанане и в Хайфе в кинотеатрах сети «Лев».
«Петровы в гриппе и вокруг него» - это очень нестандартная история про очень стандартную семью. Петров (Семен Серзин) - автослесарь, Петрова (Чулпан Хаматова) - библиотекарь, их сын (тоже Петров) - школьник, живут в Екатеринбурге, все как у всех. Ситуацию меняет грипп, подкосивший семью: в гриппозном бреду реальность оказывается вовсе не такой, какой ее привыкли видеть сами Петровы и окружающие их люди; жизнь наполняется безумием, фантастикой и сюрреализмом. Блестящая адаптация самого странного бестселлера последних лет екатеринбуржца Алексея Сальникова. Фантасмагория о жизни больных людей в больном обществе, похожая на сбивающая с толку галлюцинацию, мастерски выполненная и завораживающая картина, смесь горячки и полёта воображения, фильм достаточно сумасшедший, чтобы получить приз фестиваля в Каннах, проходящего в эпоху пандемии; исследование социума, заражённого ненавистью. Совместная работа режиссера Кирилла Серебренникова и оператора Влада Опельянца с цветом (от пепельно-серого, практически монохромного, до кислотно-яркого) и контрастностью наполняет картину гранями абсурда. Отрицая реализм, Серебренников при этом ближе всех предшественников подбирается к тому, чтобы точнейшим образом зафиксировать русский мир во всем его однообразии, вне рамок времени и места.
«Петровы в гриппе» - фильм изощренный, виртуозный, максимально соответствующий положенной в основу фильма фактуре. Кинокритик Антон Долин в издании «Медуза» так пишет об этом фильме: ««Петровы в гриппе» - воплощенный парадокс. Фильм будто чем-то инфицирован и, кажется, неизлечим, что делает его сложнее, невыносимее и одновременно интереснее. Чем же он болен? Имя этому вирусу - Россия». «Петровы в гриппе» претендуют на то, чтобы стать энциклопедией русской жизни, это «Москва-Петушки», помноженная на «Улисса».
Этот экскурс в постсоветское сердце тьмы полон советских и современных российских символов: манная каша, колючий свитер, зеленые бананы, дозревающие на окне. «Через полчаса всплывут», - говорит Петров-младший, когда мать прикладывает к его лбу пачку замороженных пельменей, чтобы сбить температуру. Дети в костюмах зайчиков, снежинок и космонавтов на ёлке, «причёска как у артистки Брыльски из журнала», заседание литературного кружка…
«Петровы в гриппе» сломя голову проносятся по экстравагантно-сюрреалистичному образу Екатеринбурга, охваченного сводящей с ума эпидемией гриппа. Это хулиганское и захватывающее возвращение Серебренникова в его лучшей форме. И это классический Серебренников - амбициозный, эксцентрично забавный и визуально вычурный.
Фильм снят по бестселлеру Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» - обладателю призов литературных премий НОС и «Национальный бестселлер». По словам Серебренникова, его изначально попросили адаптировать книгу Сальникова для кино, и она в итоге настолько «вросла» в него, что он решил сначала сделать по ней спектакль: «Я начал писать сценарий и сразу понял, что роман «Петровы в гриппе и вокруг него» может стать прекрасным материалом для спектакля, и запланировал его в репертуаре Гоголь-центра. Была первая проба и творческая команда, которая, на мой взгляд, пошла не совсем в верном направлении, а потом пришла другая команда и сделала спектакль, который сейчас идет в театре. А я в качестве доказательства, что этот текст дает совершенно разнообразные варианты воплощения - сделал и сценарий, и инсценировку». Позже успешная постановка, как это часто бывает у Серебренникова (практически все его фильмы сняты по его же спектаклям), превратилась в фильм.
«Петровы в гриппе» Серебренников снимал во время судебного процесса, и, хотя, эта работа лишила его, по его же словам, сна, съемки помогли ему пройти через сложный период в его жизни. Картину должны были показать в Каннах еще год назад, но фестиваль 2020 года был отменен из-за пандемии. Кирилл Серебренников оказался одним из тех, кто решил дождаться Канн-2021 и показать свою новую работу в только что прошедшем июле. «Петровы в гриппе» как и многие фильмы, которым пришлось отложить выход из-за коронавируса, невольно приобрел за прошедший год новое измерение и контекст. Запутанность и паранойя, которую испытывают Петровы, теперь знакома и понятна гораздо большему числу людей. Серебренников показал то ли колдовскую изнанку мира, то ли гриппозные галлюцинации трех Петровых, то ли волшебную мерцающую неоднозначность романа.
По факту этот многоуровневый и многослойный фильм похож на долгий и глубокий трип в коллективное подсознательное, где зимний город погружен в вечную мерзлоту и темень, а герои пытаются найти выход из лабиринта образов. Образы эти - метафоры на российскую действительность: «Это попытка выразить Россию через эмпатию и рассказать про свое детство, про страхи, про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту. Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви».
Экскурс в советское детство, новогодняя елка, пыльная редакция, гаражный кооператив, старая библиотека, где проходит поэтический кружок, который заканчивается потасовкой, продуктовые магазины, гаражи, захламленная кухня, друзья-собутыльники, алкоголики-философы, писатели-романтики - сюжет скачет, постепенно формируя общую картину. За фабулой – густой, заполненный чудаками мир, имя которому, Россия - страна чудес и ужасов.
Cемья Петровых: папа-автослесарь, мама-библиотекарь и сын-школьник, – со стороны ведут самый обычный образ жизни. Но у всего есть двойное дно. Градус абсурда и безумия зашкаливает, когда Петров-младший подхватывает грипп. Серебренников сохраняет сюжет: почти всё укладывается в пару дней, когда семья Петровых – автослесарь Сергей, на досуге рисующий комиксы, его пока ещё жена, библиотекарша Нурлыниса, и их маленький сын цепляют грипп, от которого восьмилетний Петров-младший едва не умирает, но излечивается волшебным аспирином 1979 года и находит силы пойти на новогоднюю ёлку. Дикий знакомец Петрова-старшего с инициалами, складывающимися в АИД, увлекает его в безумное катание на катафалке и ночное возлияние с неким подпольным мыслителем Витей. Параллельно Петров вспоминает ёлку, на которую сам, находясь в простудном жару, ходил в детстве и был зачарован ледяным холодом руки Снегурочки; история Снегурочки - самостоятельная глава, завершающая фильм. Ещё одно воспоминание Петрова - о друге юности, литераторе с наполеоновскими амбициями, которому герой помог покончить с собой, - рифма к убийствам, что совершает (не очевидно, на самом деле или в фантазиях) Нурлыниса.
В хороводе «Петровых в гриппе» нет случайных лиц. Этот фильм - движение, кружение и парение и поток бесконечных метаморфоз; условность здесь возведена во главу угла. И постепенно главными героями фильма становятся не Петровы в гриппе, а то, что вокруг -черный город, бег времени в одних и тех же пространствах, выпадающих из реальности в галлюцинации, а из них - в безумные сны наяву. «Петровы в гриппе» - воплощенный парадокс, причудливый гипертекст и смесь хаоса с надзором, фильм-лабиринт, где путешествуешь по измерениям, теряя чувство ориентации во времени и пространстве.
Режиссёр: Кирилл Серебренников. В ролях: Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Юлия Пересильд, Юра Борисов, Александр Ильин, Тимофей Трибунцев, Варвара Шмыкова. Производство: Hype Film (Россия), Kinoprime (Россия), Logical Pictures (Франция), Charades Productions (Франция), Razor Film (Германия), Bord Cadre (Швейцария), Sovereign Films (Великобритания), ARTE FRANCE CINEMA (Франция), ZDF (Германия). Автор сценария: Кирилл Серебренников. Автор книги: Алексей Сальников Продюсеры: Илья Стюарт, Мурад Османн, Павел Буря. Оператор: Владислав Опельянц
«Петровы в гриппе»
Заказ билетов по телефону *3221 и онлайн:
https://kaccabravo.co.il/announce/69147
Фильм израильского режиссера Надава Лапида «Колено», обладатель Приза жюри Каннского фестиваля, с Авшаломом Поллаком и Нур Фибак в главных ролях – с 10.11.2021 в кинотеатрах «Лев» с субтитрами на русском языке.
Фильм режиссера Алексея Германа – младшего «Дело», участник программы «Особый взгляд», с Анной Михалковой, Мейрабом Нинидзе, Светланой Ходченковой, Розой Хайруллиной и другими актерами – с 15.12.2021 в кинотеатрах «Лев»
Страница проекта «Линия жизни. Израиль» – https://www.facebook.com/LiniyaZhizniIsrael/
Фотография предоставлена продюсером проекта Фаиной Новоходской и сетью кинотеатров «Лев»