На этой неделе правительство «Только не Нетаниягу» отметило 100 дней своего существования.
Достижение сего рубежа удостоилось восторженных комментариев леворадикальных СМИ. Давайте и мы с вами попробуем вспомнить, как кабинет, фактически узурпировавший власть в стране, провел три с лишним месяца.
Если кто-нибудь успел забыть… «Ямина» Нафтали Беннета получила на выборах 23 марта 2021 всего 6 мандатов в Кнессете – и лишь благодаря тому, что обещала поддерживать поселенческое движение, беспощадно бороться не только с палестинским террором, но и с его пособниками в Израиле.
Его пособники в Израиле – это те силы в арабской общине, которые всячески помогают словом и делом палестинскому террору, оправдывают его и пытаются найти легитимирующие его детали и черты.
И вот Беннету и его духовному брату Яиру Лапиду («Еш атид») удалось создать коалицию на платформе общей ненависти и зависти к Биньямину Нетаниягу («Ликуд») лишь с опорой на две арабские партии, не скрывающие своей большей лояльности палестинцам, нежели Израилю – РААМ и Объединенный список.
Поэтому когда в правом лагере говорят, что с 13 июня Израилем реально управляют не Беннет и не Лапид, и тем более не коалиционный планктон вроде Гидона Саара, Зеэва Элькина и Авигдора Либермана, а лидер РААМ Мансур Аббас и депутаты от Объединенного списка Ахмад Тиби, Айман Уде и другие – это не гипербола. Это реальность.
К счастью для правительства «Только не Нетаниягу», в эти 100 дней не произошло такого обострения ситуации на юге страны, которое потребовало бы крайне жестких действий (читай – мощных ракетно-бомбовых ударов по Газе) против террористических группировок. Такие действия неизбежно влекут гибель некоторого количества так называемого мирного населения в секторе, поскольку ХАМАС по традиции размещает пусковые установки ракет рядом с жилыми домами, а также под школами, больницами и т.п.
Так вот РААМ и Объединенный список просто не позволили бы правительству «Только не Нетаниягу» принять жесткие меры против террористов. Козырная карта в рукаве у Аббаса: если вы бомбите Газу, мы прекращаем поддерживать кабинет Беннета-Лапида. Прекращение поддержки пятой колонной означает немедленное падение правительства, новые выборы и возвращение правого лагеря к власти.
За эти три месяца кабинет «Только не Нетаниягу» успел руками Саара запустить в работу проект закона, запрещающего человеку, против которого выдвинуты обвинения в совершении уголовных преступлений, возглавлять правительство. Понятно, что этот закон направлен персонально против Нетаниягу.
Главное деяние на грани экономики и социальной сферы – постепенное повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 65 лет. Министр финансов Либерман, разъясняя бестолковым согражданам особенности этой своей инициативы, проявил чудеса красноречия: женщины, мол, теперь живут намного дольше, чем еще несколько лет назад; дамы не хотят сидеть дома, они хотят быть экономически активными, а потому сами настаивают на повышении пенсионного возраста.
Либерман уехал из СССР в весьма юном возрасте и вряд ли помнит: все публикуемые в СМИ СССР постановления Политбюро ЦК КПСС и Совета министров СССР о повышении цен (например, о повышении цен на мясо, масло и другие продукты питания) начинались по традиции так: «Учтя многочисленные пожелания и обращения советских людей..».
То есть декорация была такая: партийное и государственное руководство решило повысить цены только потому, что граждане сами об этом просили и более того – настаивали. К слову, и то постановление о повышении цен на продукты, которое стало причиной бунта (а затем и расстрела) рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в 1962 (и гибели десятков людей) тоже начиналось сакраментальным «По многочисленным просьбам…».
Конечно, в традициях израильских политиков, в особенности из секторальных партий, вешать гражданам лапшу на уши. На самом деле причина повышения возраста выхода на пенсию проста: минфину надо найти деньги на сохранение колоссальных окладов и неслыханных привилегий госслужащим и сотрудникам госмонополий. Средств на это нет. Самый простой путь: заставить женщин работать не несколько лет дольше. Обычные-то пенсии (не путать все с теми же бюджетными, из привилегий) в Израиле хоть и грошовые, но если речь о сотнях тысяч гражданок, которым эти пенсии надо начинать платить не с завтрашнего дня, как они надеялись, а через полтора, два года, через пять лет – экономия значительная.
Как раз хватит, чтобы продолжать платить каждому паршивому гендиректору каждого заштатного министерства 50-60 тысяч шекелей в месяц. Чтобы позволить каждому относительно крупному чиновнику иметь не только неслыханно высокий оклад, но и хорошо оплачиваемого пресс-секретаря, а тому пресс-секретарю – помощника.
Какими еще «достижениями» за 100 дней хвастается Беннет? Он утверждает, что поднял на невиданную высоту отношения с соседними арабскими странами (Египтом и Иорданией), каковые отношения «Нетаниягу совершенно забросил».
Нетаниягу можно предъявить немало претензий, но эта как раз несостоятельна. Ибо доказательств Беннет никаких не предъявил. Впрочем, не так. Он совершил тайный визит в Амман, а потом преданная премьеру правительства «Только не Нетаниягу» леворадикальная пресса взахлеб писала: глава израильского кабинета не был в Аммане 10 лет, а Беннет раз – и в дамках.
На самом деле это не аргумент. Нетаниягу, по-моему, тоже относился к королю Абдалле II с неумеренным пиететом, но все же старался держаться в разумных рамках, потому что не раз имел случай убедиться: чем больше Израиль делает для Хашимитского королевства, тем с большей наглостью король шантажирует еврейское государство, требуя немедленного создания Фалястын для Абу-Мазена.
А несколько недель назад израильские телеканалы шумно восторгались приемом, который президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси устроил Беннету в Каире. Тут вам и красная дорожка от самолета, и марш почетного караула и прочие цацки. И СМИ, млея от счастья, повторяли: а вот Нетаниягу Ас-Сиси таких приемом не устраивал.
Ну и какие выводы из этого? Мой вот какой. Нетаниягу принимали как израильского лидера, которого уважали и побаивались. Беннета сочли слабым, аморфным, бесцветным и придающим слишком большое значение внешнему оформлению. Таким он, похоже, и оказался.
Ну и борьба против коронавируса. Правительство «Только не Нетаниягу» не сделало в этой сфере ничего такого, что бы уже не делал прежний кабинет. Но прежний делал более решительно и жестко.
Давид Натензон
Материал выражает личное мнение автора. Оно не обязательно совпадает с мнением редакции.