Россия и Дальний Восток встречаются в Рамат-Гане - в Музее Русского и Дальневосточного искусства, открывающего после реновации, после того как музей был закрыт в последние месяцы с целью модернизации выставочных площадей. И если в Музее Русского искусства вновь будет представлена коллекция Марии и Михаила Цетлиных, включая ранее не выставлявшиеся и отреставрированные за последнее время работы, то в Музее Дальневосточного искусства будут представлены на втором этаже образцы китайского художественного текстиля и фарфора из собрания музея. А в двух залах первого этажа посетителей с 11 ноября 20221 года (и до 12 февраля 2022 года) ждет новая выставка англо-китайской мультижанровой художницы Ши Ронг «Место, где я тоскую – день и ночь» - выставка, включающая подборку видео-перформансов, а также видеоарт и фотографии.
На традиционных китайских пейзажах часто можно увидеть миниатюрную фигуру, одиноко сидящую в лодке, уносимой быстром течением, или фигуру, исчезающую в заоблачных вершинах гор. Человека поглощает бушующая стихия, человек исчезает в ней. Для художницы Ши Ронг сражающийся в одиночку со стихией, человек – это она сама, символ ее духа.
Ши Ронг, уроженка Китая, современная художница, занимается перформансом и видеоартом. Ее творчество, рождающееся из гибридного сложного самосознания, балансирует между традициями и современностью.
Художница повествует о личном, перелагая свои истории на язык перформанса, декламирует тексты на английском языке, исполняет традиционные китайские песни. Ши Ронг использует прием оммажа и молчания, обозначая свое присутствие, мощное и хрупкое одновременно. Художница пользуется своим влиянием на публику, вовлекая зрителей в свой же перформанс.
Нарратив Ши Ронг зиждется на истории ее семьи. В своих работах она делится воспоминаниями из детства, которое прошло в городе Чэнду в округе Сычуань, рассказывает о своих родных и о предках ее рода.
Личные воспоминания, которые исследует художница, базируются на глубинных традициях сложного китайского общества, претерпевающего идеологические, политические, экономические и социальные изменения.
Ши Ронг анализирует стереотипы, связанные с Китаем, борется с ними и противостоит им. Разрисовывает своё тело классическими культурными китайскими символами, имитируя то сине-белый фарфор, то классические китайские пейзажи и каллиграфию, наделяя новым смыслом традиционную китайскую живопись. Своим искусством она «переводит» традиционное классическое китайское искусство на современный язык, адаптирует его к современному западному восприятию.
В работах Ши Ронг ощущается влияние западных художников-перформансистов 1960-70 годов. В те годы перформанс включал в себя исследование возможностей человеческого тела, проверку на физическую и душевную выносливость и стойкость. Ши Ронг, используя голос, тело, символические образы и личные тексты, рассматривает взаимосвязи между такими человеческими проявлениями как жестокость, красота, ранимость, пытаясь понять, как все это в совокупности влияет на формирование самосознания и ощущение собственного тела. Показывает традиционное китайское искусство через современный взгляд со стороны - из Европы, используя для этого и саунд и, традиционные китайские символы – к примеру, золотую рыбку, понятия из китайской философии.
Часто Ши Ронг приглашает зрителей принять активное участие в ее перформансах, черпая силу из уязвимого положения, в котором оказывается публика, и ощущения дискомфорта, которое переживают участники шоу. Эмоции зрителей переплетаются с чувствами художницы, что позволяет ей построить некую модель отношений, которая и являет собой целостный перформанс.
Творческий круговорот действий художницы и зрителей, неразрывная связь между прошлым и будущим, между традиционным культурным багажом и современным искусством вторит принципу буддистской сансары: круговорот рождения и смерти, роста и увядания, гибели и возрождения.
Ши Ронг (1983) родилась в Китае в городе Чэнду. Посещала школу искусств в Сычуане, где изучала классический рисунок и каллиграфию, в 19 лет уехала продолжать учебу в Лондон, где получила первую академическую степень по графическому дизайну в Колледже искусств Central Saint Martins (CSM) и вторую академическую степень по искусству в Королевском колледже искусств. Живет и работает в Лондоне и в графстве Суррей. Участвовала в персональных и групповых выставках в Гонконге, Австралии, Китае, Швеции, Германии и Англии. В работе ей помогает муж – фотограф Джейми Бейкер.
Ши Ронг. «Место, где я тоскую – день и ночь».
Рамат-Ганский Музей Русского и Дальневосточного искусства.
С 11 ноября 2021 года
Куратор выставки - Адийя Порат
Количество участников экскурсий с гидом ограничено, согласно распоряжениям министерства здравоохранения («фиолетовый стандарт»).
Участие в экскурсиях только по предварительной записи по телефонам: 03-6188243 или 03-7521876.
Часы работы: по вторникам и средам – с 12:00 с 18:00; по четвергам – с 12:00 до 20:00; по пятницам – с 9:00 до 13:00; по субботам – с 10:00 до 15:00. По воскресеньям и понедельникам музей закрыт.
Адрес музея: ул. Хибат Цион, 18, Рамат-Ган.
Экскурсия на иврите проводится по субботам с 10:30 до 11:30
Экскурсия на русском языке по субботам – с 12:00 до 13:00
https://www.facebook.com/RGmuseum/
Для справки:
Музей Дальневосточного искусства имени Йехиэля Нахари основан в Рамат--Гане в 1998 году, представляя коллекцию, основанную на переданном в дар частном собрании репатрианта из Польши Йехиэля Нахари, чьим именем и назван музей. В основном это предметы искусства из Китая и Японии XIII–XX веков, а также из Индии, Бирмы и т.д. Особые разделы посвящены эпохе китайской династии Цин (1644–1912 гг..) и периоду японской истории Мэйдзи (1868–1912 годы). В музее выставлены буддийские статуи (включая изваяние Будды XV века, эпохи китайской династии Мин), фигурки из дерева и слоновой кости, керамика, фарфор, бронзовые сосуды, оружие, текстиль, предметы из бамбука и камня, мебель, ковры, картины, гравюры и небольшая коллекция нэцкэ.
Музей Русского искусства - произведения из коллекции Марии и Михаила Цетлиных (из статьи куратора музея Олеси Войскун)
В экспозиции музея представлены произведения живописи и графики из частного художественного собрания общественных деятелей, издателей и меценатов Марии Самойловны (1882–1976) и Михаила Осиповича (1882–1945) Цетлиных.
Чета Цетлиных окончательно эмигрировала во Францию в 1919 г. Они поселились в Париже, а после 1940 г. переехали в Нью-Йорк.
Как и многие другие представители элиты первой волны эмиграции, Цетлины разделяли идею сохранения и собирания русских культурных ценностей в изгнании.
Они инициировали и финансировали крупные общественные, издательские, культурные и благотворительные проекты эмигрантов. В круг художников, близких к дому Цетлиных и связанных с ними деловыми и дружескими контактами, входили эмигрировавшие во Францию основатели и участники знаменитого петербургского объединения эпохи Серебряного века «Мир искусства»: Л.Бакст, А.Бенуа, М.Добужинский, Ф.Малявин, Д.Стеллецкий, Н.Тархов, А.Яковлев; лидеры русского авангарда Н.Гончарова и М.Ларионов, а также художники парижской школы Маревна (Мария Воробьева-Стебельская), Д.Ривера, П.Кремень и др.
Приобретенные у большинства из этих художников произведения и составили коллекцию Цетлиных.
В 1959 г., в рамках большой благотворительной акции русских эмигрантов Франции и Америки в пользу фондов нового Славянского отдела Национальной библиотеки в Иерусалиме, Мария Цетлина передала художественную коллекцию вместе с книгами из личной библиотеки и семейным архивом в дар Израилю.
Большое место в собрании Цетлиных занимают заказные живописные и графические портреты членов семьи, их близких и прежде всего самой хозяйки дома, а также любимые ими жанры пейзажа и натюрморта работы Л.Бакста, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Н.Тархова и французских художников А.Марке, Р.Ренефера и П.Серюзье.
Значительный раздел коллекции составляют эскизы театральных костюмов. Их собирательству способствовал расцвет русского сценического дизайна в первые десятилетия ХХ в., связанный с деятельностью художников «Мира искусства» и триумфальных «Русских сезонов» выдающегося импресарио Сергея Дягилева.
В экспозиции также представлена живопись старшей дочери Марии Цетлиной художницы Александры Прегель. Ученица В.Шухаева и Н.Гончаровой, она принадлежала ко второму «незамеченному» поколению русской эмиграции. Все ее ранние работы, кроме нескольких сохранившихся в коллекции, были конфискованы и уничтожены нацистами во время оккупации Парижа, а остальные были созданы уже в Нью-Йорке, куда она перебралась в 1940 г.
В 2003 г. коллекция Марии и Михаила Цетлиных экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Отдельные произведения были представлены в разные годы на выставках в Музее Израиля в Иерусалиме и Тель-Авивском музее изобразительных искусств.