Акрам Хан – известнейший хореограф из Лондона, любимец британской критики, отмеченный многочисленными наградами, – не впервые приезжает в Израиль. Он бывал у нас несколько раз и в каждый свой приезд показывал новые работы, друг от друга отстоящие столь же далеко, сколь далеко Англия расположена от Бангладеша, откуда родом его семья. Общий у всех его работ экзотический знаменатель: классический индийский танец катхак, возведенный им в модерный хореографический супер-сюрреализм.
Считается, что катхак давно утратил религиозный дух, и его акцент смещен в абстрактную область смеси эстетики и красоты, изучения движения. Но Акрам Хан уверен, что духовным содержанием этот сложный, ритмический и впечатляющий танец наполняют исполнители, умеющие танцевать все стили – от традиционного классического до модерн-данса, который Акрам Хан замешивает на текстах из Махабхараты и этнической музыке, объединяя балетные движения, имеющие разные значения и происхождение. Акрам Хан – экстремал в танце и в то же время донельзя традиционен, переводя впечатления детства (хотя родители Акрама родом из Бангладеш, сам он родился уже в Уимблдоне) в европейскую современную балетную транскрипцию. Автобиографичность его спектаклей очевидна – язык может соврать и промолчать, тело уже нет. В Великобритании Акрама Хана считают «танцующим гуру», учителем «новой духовности». Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением, с новой эстетикой.
Стиль его спектаклей - почти разговорный , синтез различных выразительных средств, предполагающий все, что угодно, но только не академическую манеру, а скорее исследование старых и новых мифов в контексте нашего времени.
Что такое «Перехитрить дьявола?» Что скрывается за этим загадочным названием?
«Дьявол здесь - человек, – объясняет Акрам Хан. - Мы всегда пытаемся найти способ контролировать время, перехитрить его, потому что знаем, что времени очень мало. Но перехитрить, обмануть дьявола - значит обмануть самих себя. Смысл мифа о Гильгамеше, ставшего основой для драматургии спектакля - как бы ни был он символичен, состоит в том, чтобы показать, как жадность, алчность и ненасытность пожирают и опустошают наш мир. Я передаю эту историю, создавая балетные ритуалы, говорю с миром через древние мифы об актуальности.
Раньше я считал свою работу заведомо аполитичной. У меня было почти романтическое представление о балете. Но я понял, что все в жизни - политика, и это стало проявляться в моих постановках. Я думаем о насущном, о будущем, о том, что мы оставляем нашим детям, о состоянии мира, о социальных и экологических проблемах. Мифы нас учат тому, что из хаоса, который мы называем природой, рождается порядок. Хаос - это не случайность, а сложная структура, колеблющаяся между порядком и беспорядком. И эти колебания мы передаем в танце».
«Перехитрить дьявола» - это воплощенные не сцене противоречия, это интенсивность движений, вызванная, переплетенная с драматическим повествованием и мифическими темами. Это гипнотический опыт, погружающий публику в мистическую страну ритуалов и воспоминаний. И это фрагменты вавилонского эпоса о Гильгамеше, переносящие зрителей туда, где встречаются священные, старые и новые чудовища - чудовища, рожденные нашим отношением к природе. Это универсальное движение и четкие посылы. И, конечно, это магия с постоянно меняющимися ритмами и темпом.
«Перехитрить дьявола» - это работа гения и зрелого художника: она не только объединяет художественные приемы, составляющие фирменный стиль Акрама Хана, но и выводит его язык на новый уровень. Соединяю поэзию и миф на сцене в «Перехитрить дьявола», Акрам Хан преодолел свое собственное «я». К подобному преодолению он призывает и зрителей: чтобы не пропасть в кроличьей норе времени, в многослойной памяти, задумайтесь. В «Перехитрить дьявола» - синергии веры, эволюции и культуры, - рассказывается над чем и как задуматься…
Akram Khan Company. «Перехитрить дьявола».
Хореограф – Акрам Хан
Драматург – Рут Литтл
Художник по свету: Эйдин Мэлоун
Сценография Том Скатт
Оригинальная музыка и звуковое оформление: Винченцо Ламанья
Художник по костюмам: Кими Накано
Текст - Джордан Танхил
Совместное производство: Авиньонский фестиваль, Theatre de la Ville Paris, Cedars Wells London, Штутгартский международный танцевальный фестиваль.
Продолжительность балета – 80 минут
Оперный театр имени Шломо Лахата
Четверг, 9.12,20:00
Пятница, 10.12, 13:00
Суббота 11.12, в 20:00
Заказ билетов в кассе Оперного театра по телефону: 03-6927777
или в «Браво»: https://bit.ly/3iPMy0K
Посмотреть видео:
https://www.youtube.com/watch?v=HgrwCQg-ZOI
https://www.youtube.com/watch?v=GIUkQFZzcfQ
Официальный сайт Akram Khan Company
http://www.akramkhancompany.net/
Photos by Jean-Louis Frenandeez.
Автор статьи Маша Хинич
Фотография предоставлена организаторами гастролей, компанией «Бимот» в сотрудничестве с Урием Офером.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting