11 февраля в тель-авивской Синематеке состоялась премьера документального фильма Ксении Светловой и Михаила Векселя «Женщины, которые держали цветы», который рассказывает об истории протестов и борьбе женщин Беларуси за свободу своей страны.
На премьерный просмотр фильма пришли активисты, послы и дипломаты стран Евросоюза, депутаты Кнессета, журналисты и многие другие. В фойе Синематеки состоялась выставка работ израильских художников, посвященная трагическим событиям в Беларуси. После премьеры посол Литвы, госпожа Лина Антанависиене преподнесла Ксении Светловой букет цветов со словами « Вы одна из тех женщин, которая держит цветы». Авторы картины, Михаил Вексель, Ксения Светлова и Роман Ковган рассказали о том, как появился на свет фильм и в каких непростых условиях его пришлось снимать.
«Иногда наши собеседницы, с которыми мы договаривались об интервью, исчезали незадолго до встречи, опасаясь того, что за ними следят. В центре Минска повсюду были наряды ОМОНа, и мы постоянно опасались за свою безопасность», рассказал Роман Ковган, продюсер фильма. «Город был тихим, и на первый взгляд там ничего не происходило. Однако, когда мы прибыли на место, то увидели что в доме напротив в каждом окне выставлен белый лист с красной полосой (флаг БЧБ). Везде можно было увидеть красно-белые ленточки и символику, хотя сейчас она строго настрого запрещена. Дух протеста все еще жив», поделилась своими впечатлениями Ксения Светлова.
Летом и осенью 2020 года тысячи женщин с цветами в руках вышли на улицы своих городов – Минска, Гродно, Бреста, Витебска и многих других. «Если твой муж не может защищать семью, потому что его бросили в тюрьму, значит ты должна встать вместо него», говорит авторам фильма Мария, одна из участниц демонстраций в Минске. После того, как их мужья, отцы, сыновья и братья были жестоко избиты и брошены в тюрьмы, женщины, девушки и девочки вышли на передовую. Они требовали свободы и перемен, и надеялись на то, что в истории их страны начнется новый этап.
Однако, против женщин с цветами были брошены специальные подразделения ОМОНа. Женщин волочили за волосы, избивали на улицах, бросали в автозаки, издевались и угрожали изнасилованиями. Их букеты и венки были раздавлены под колесами автозаков.
«Трудно поверить в то, что все это происходит в центре Европы», говорит другая героиня фильма – Вероника Цепкало, часть незабвенной тройки, в которую летом 2020 влюбился весь мир – Мария Колесникова, Вероника Цепкало и конечно же, Светлана Тихановская, которая стала лицом беларуской оппозиции. Она, как и многие другие женщины, тоже встала на место своего мужа, популярного блогера и кандидата в президенты Сергея Тихановского. После его очередного ареста, Светлана зарегистрировалась в кандидаты. «Власть думала, что дело в шляпе, что эта домохозяйка, которая ничего из себя не представляет, и понимает лишь в борще и котлетах, быстро сойдет с дистанции», улыбается Светлана, которая сегодня живет и работает в Вильнюсе, откуда рукой подать до ее родной Беларуси.
Женщины, которые несли цветы – это самые обыкновенные женщины, которые обрели цель и надежду. Это художницы, врачи, директора детских хосписов, адвокаты, официантки, учителя и инженеры, это молодые матери и пожилые женщины, которые столкнулись с беспрецедентным насилием и мизогенией.
Все участницы фильма рассказывают о том, как у них угрожали отнять детей, если они продолжат «выступать», у всех хранятся в памяти леденящие кровь сцены насилия и побоев, которые выпали на их долю или на долю их друзей и родственников.
Фильм «Женщины, которые держали цветы» рассказывает о том, как в Беларуси начались сразу две революции – протест против беспредела властей и борьба за смену власти, а также революция женщин, которые поняли, что они – далеко не «слабый пол», и что ответственность за будущее лежит теперь на них.
Автор картины, Ксения Светлова, на протяжении 15 лет была корреспондентом и комментатором 9-го израильского телеканала по арабским вопросам и побывала в десятках «горячих точек» по всему Ближнему Востоку. В августе 2020 она, как и многие другие, пристально наблюдала за красочными и яркими протестами, которые сотрясали в Беларуси. Затем написала статью о женских протестах в израильском издании «Зман Исраэль». Так родилась идея снять фильм «Женщины, которые держали цветы».
«Я не ожидала, что в Минске мне будет также, если не более страшно, чем на площади Тахрир в Каире во время революции. Это был иной тип страха. На первый взгляд все было нормально, однако за видимостью спокойствия скрывались напряжение и отчаяние. Мы снимали фильм, чуть ли не в подпольных условиях, ведь официального разрешения на сьемки фильма о протестах мы получить не могли. И каждый шаг был сопряжен с сомнениями и опасениями. Стоит ли ехать сейчас в центр города? Что это за машина без номеров, которая едет за нами по пятам уже 10 минут? Можем ли мы пройтись вместе с легендарной Ниной Багинской в парке, или же за нами сразу придут люди в черных масках (омоновцы) и на этом все закончится? Люди, с которыми мы общались, иногда буквально исчезали за считанные минуты до начала сьемки, либо сообщали нам, о том, что они боятся и отказываются от интервью, так как в Беларуси нынче могут арестовать и бросить в тюрьму за гораздо менее серьезные «преступления».
И если ты надавишь плечом
И если мы надавим вдвоём
То стены рухнут, рухнут, рухнут
И свободно мы вздохнём!
Эти слова протестного гимна «Стены рухнут» участницы и участники протестов в фильме повторяют раз за разом, в метро, на демонстрации возле Зубра в Минске, на предвыборном концерте, где выступала Тихановская, в день Беларуси, которые изгнанники отмечают в Вильнюсе.
Фильм «Женщины, которые держали цветы» анализирует эволюцию насилия – ОМОН против белых цветов, мощный государственный аппарат против своих граждан, кованый сапог против вышиванки или бело-красного листка в окне. Кто из них в итоге победит? Кому будет принадлежать Беларусь? Героини фильма отвечают на этот вопрос уверенно: «Нам, и только нам».
Посмотреть трейлер картины: https://www.youtube.com/watch?v=o-EP_vRgaU4
В фильме снимались: Светлана Тихановская, Вероника Цепкало, Валерий Цепкало, Нина Багинская, Ольга Величко, Юлия Леванчук.
Сьемки проходили в Беларуси, Литве и Латвии
Автор релиза: Роман Ковган и Ксения Светлова